Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Свойство голоса — побуждать речь связаться со своим корнем, и таково также свойство песни и мелодии

«Дай мне услышать твой голос — когда вы молитесь предо Мной высоким голосом — ибо голос твой приятен — в молитве» (Мидраш зута на Песнь Песней 4).

Таков закон: ведущим общественную молитву назначают только того, кто имеет приятный голос и умеет петь. И тот, кто умеет, должен почитать Всевышнего талантом, которым Тот его наделил: красивым голосом мелодии, радующим сердце (Зоар).

В данной главе мы обсудим красивое пение слов молитвы.

«Песнь (шир) бывает также и устной, красивыми рифмованными стихами, приятными для слуха… А мелодия (нигун) — музыкальными инструментами, в соответствии с музыкальной наукой…» (Мальбим).

Песня и мелодия относятся к голосу

Песня и мелодия относятся к категории голоса, звука. Не только вследствие необходимой материальной связи между ними (ведь песнь раскрывается только голосом, а мелодия — только музыкальными инструментами). У них есть общее внутреннее содержание.

Мир музыки стоит между абстрактным миром мысли и миром действия. Он не связан ограничениями речи, которые существуют в ней из-за мира действия. Но он и не абстрактен как мир мысли. Он ограничен законами музыкальной гармонии, ритмом, стилем, ладом.

Подобно тому, как голос и звук есть промежуточное между миром мысли и миром речи, так песня и мелодия есть промежуточные атрибуты, растянутые между абстрактной мыслью и речью, закованной в свои рамки. Есть мысли и даже чувства, которые из-за своей вознесенности могут найти свое выражение только через песню и мелодию.

У этой категории есть особое место: «есть чертог мелодии, у которого нет разрешения открываться, кроме как звуком мелодии» (Тикуней Зоар).

У песни есть свойства голоса

Мы выяснили, что свойство голоса — побуждать речь связаться со своим корнем, и таково также свойство песни и мелодии: побудить и привлечь слушателей своей гармонией, приобщить их к корню их сути. Освободить их от кандалов материи, снять с них тяжесть тела, приподнять их и нести на крыльях ликования.

Мы должны направить внимательного читателя к размышлению «Молитва и царство» (главе «Гимны, песни и прославления», а также к размышлению «Благословение», глава 8). Там объясняются основы понятия песни. Там объясняется притягательность песни, ее сила, которая объединяет все часности в общий процесс, затрагивающий все мироздание, в один круг, начало которого соединено с концом (шир=круг). Тем самым песнь воздействует на все эти частности, чтобы они не были потеряны, и возвращает их к их источнику и корню.

Песнь прорывает ограничения природы и времени. Она возвышает человека; будучи всеобъемлющей и объединяющей все мироздание, она возносит его за рамки ограниченного частного мирка и объединяет его со всем мирозданием в своем всеохватном движении воспевать песнопения и гимны Творцу. Мелодия и песня в силах пробудить мысли и чувства, которые ни в коем случае не могли бы найти свое выражение в мире и остались бы в категории хаоса. В силах песни и мелодии — выразить эти мысли и чувства, так что впечатление от них останется навеки.

Каждому человеку тонкой душевной организации не требуется долгих объяснений, поскольку ему достаточно песни и мелодии, чтобы почувствовать то, о чем мы говорим здесь.

Эти два крыла: содержание песни с одной стороны, и сладкозвучие мелодии с другой, — поднимают и возвышают человека над материальной жизнью. Он отключается от тела и видит себя стоящим перед Царем царей в молитве, в которой его душа изливается перед своим Создателем и выражает свое томление и чистое желание прилепиться к Всевышнему Б-гу.

Царя Давида, который сказал о себе: «А я — молитва» (Псалмы 109), называли «умеющим играть музыку» (1 Шмуэль 16:18).


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…