Темы: Дурное начало, Психология, Еврейские качества, Самооценка
Общественное мнение является одной из сил, оказывающей наибольшее влияние на поведение человека. В качестве «общественности» могут выступать сосед по этажу, родная тетя, пешеходы, которые идут рядом с нами по улице и любой другой отдельно взятый человек, мнение которого учитывается окружающими.
Интересно, что для произведения эффекта общественному мнению не требуется ощутимая сила. Достаточно того, что человек ощутит на себе бессловесный взгляд, либо пустится в размышления о том, что думают о нём другие. Результат — под давлением общественного мнения индивидуум меняет свое поведение и подстраивается под большинство.
Вне всякого сомнения, есть свой резон в том, что человек чувствителен к мнению окружения. Благодаря такому свойству характера индивидуум вливается в коллектив и способствует его сплоченности. Но что происходит, когда общественное мнение противоречит голосу совести, верованиям и личностной правде отдельно взятого человека? В такой ситуации было бы неоправданно выполнять директивы, навязанные обществом.
Неудивительно, что всем нам крайне сложно противостоять давлению большинства. В детстве воспитатели и учителя неоднократно повторяли: «Если сделаешь
Коммерческие структуры
Звонок в дверь. На пороге стоит человек в спецовке и демонстрирует блестящую металлическую ленту. «Это нержавеющая сталь для обивки дверей. Ваши соседи уже воспользовались моим предложением. Всего 30 шекелей, и я сделаю вам красиво». И что тут скажешь? Не выделяться же на фоне соседей.
Перейдем к такому явлению как мода. Платяной шкаф нашей героини забит под завязку. Новые, чистые и целые вещи. Некоторые она надевала
Мы бы от души посмеялись над несчастными — и добровольными — жертвами общественного мнения, если бы периодически сами такими не были. Да, мы понимаем, что отказываться от собственных убеждений в угоду чужим мнениям несправедливо и неправильно. Да, такое поведение наносит ущерб цельности человеческой натуры. Но как себя превозмочь?
В ешивах Новардока, принадлежавших к
В наше время такая тренировка ни к чему. Учитывая, что подавляющее большинство жителей Израиля является нерелигиозным, их мнение изначально вступает в противоречие с основами иудаизма. А поэтому отрабатывать нонконформизм можно и нужно в реальной обстановке.
Религиозный солдат стоит на остановке автобуса. Он еще не прочел молитву «Минха». Тем временем начинает смеркаться. Что делать? Молиться прямо здесь, на виду у других? Наш герой колеблется. Ему кажется, что он неспособен молиться — не в физическом смысле, конечно, а в психологическом, ощущая на себе недоуменные и даже презрительные взгляды зевак. Солдат успокаивает себя:
«Чего вы стесняетесь, молодой человек? — спросили бы мы. — Вы же не собираетесь совершать уголовное преступление. Совсем наоборот: вы планируете помолиться, честно выполнить свой еврейский долг. Почему вас должен беспокоить взгляд постороннего человека? Неужели десять, двадцать или даже сто зевак способны изменить ваши нравственные приоритеты?»
Повторимся: никакие специальные упражнения против приспособленчества не требуются. Солдат должен найти свободное место, представить, что он находится в синагоге и максимально сосредоточиться на молитве.
Директор банка уходит на пенсию. На вечеринку приглашена религиозная сотрудница. Дома она открывает шкаф и с подозрением взирает на свои платья: «Что скажут обо мне коллеги? Не лучше ли прикупить юбку покороче? В конце концов,
«Уважаемая девушка! Внешний вид определяет внутреннее ощущение человека. Неужели вы готовы пожертвовать своими идеалами ради
Кстати, о Талмуде. Да, наши мудрецы, благословенной памяти, говорили, что человек не должен плакать среди смеющихся и смеяться среди плачущих, сидеть среди стоящих и стоять среди сидящих. Но все эти заветы касаются исключительно внешних проявлений. Относительно же существенных вещей сказано: «Не идите за большинством». Как трудно быть тем единственным человеком, который во время свадебного банкета встает и идет омывать руки перед употреблением хлеба! Как нелегко на виду у всех читать благословение после еды! Откуда же взять силы для того, чтобы сохранять индивидуальность? Есть люди, которые не задаются такими вопросами — они инстинктивно умеют абстрагироваться от мнения окружающих и делать только то, что нужно им самим. Но
Приспособленчество течет в наших жилах. Мы инстинктивно и автоматически подстраиваемся под поведение других людей. Единственное противодействие — постоянно включать механизм самоконтроля, который сообщал бы нам: в данном случае следует отступить от излюбленного автоматизма.
Об этом легко говорить, но это трудно выполнить. В момент испытаний надо собраться с силами, задуматься над происходящим и лишь затем приступать к реализации. Следует действовать под влиянием разума, а не инстинктов. Ведь это именно то, что отличает человека от животного.
Из книги «Бе-аин йехудит»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы