Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек в этом мире нуждается в обществе

Идти по дороге

Человек в этом мире нуждается в обществе.

Об этом говорит Гемара[1]: весь мир создан, чтобы «составить компанию» этому (то есть Адаму). Следовательно,человек нуждается в сообществе сотворённых.

А Мудрецы отмечают[2]: если человек идёт по дороге без попутчика, то должен заняться Торой. «Идти по дороге» — это жизнь человека в Этом Мире.[3] Тора же — прообразТворения и отражение всех созданий[4].Занимаясь Торой, человек получает в спутники всё Мироздание.

Существование в этом мире недаром уподобляется «движению по дороге». Это движение, это преодоление пути — ни что иное, как работа, которую Гемара[5]называет работой по соблюдению заповедей. Вся жизнь — это непрерывный труд.Потому-то в Талмуде день смерти называется «отдохновением души», ибо только с её приходом человек «отдыхает от трудов».

Человек для труда рождён, и потому указывается в Йерушалми[6]: «Сказал раби  Хия: во все дни моей жизни я не мог сосредоточиться (в молитве)…из-за забот…» — ибо жизнь — тяжкий труд — мешает сосредоточению. Достичь нужного настроя в полной мере в этом мире невозможно.

Только Шабат, называемый подобием Грядущего Мира, является днём Покоя, как сказано[7]: «Лишь тот, кто трудился в Канун Субботы — будет вкушать в Субботу, кто же пренебрёг хлопотами загодя, в Субботу что станет есть?»

Разум и желание

Две силы управляют человеком: разум и желание. Не это ли имеет в виду Йерушалми[8]: «Сказал Святой, благословен Он: если дашь мне сердце твоё и глаза твои — Я буду знать, что мой ты…» «Глаза» — это разум. Говорит Гемара[9]: импульсы, заставляющие глаза направлять взгляд, исходят из сердца. Глаза — отражение разума, но главным является сердце, ибо в нём средоточие жизни. Разум плетётся за желанием,подобно сказанному: «подкуп ослепляет глаза мудрых». Желание сбивает с толку разум.

И всё же: «Глаз видит и сердце жаждет» — именно разум рождает желание. Об этом говорится[10]: «Если нет мудрости — нет и страха (перед Всевышним), но если нет страха — нет и мудрости».

Разум и желание связаны, дополняя друг друга.

Сказано[11]: «Отец мой и мать оставили меня…» Родители уподобляются уму и сердцу, и оба «оставили меня»? Почему? Нет мудрости в грехах, так же, как нет и понимания. В вотчине дурного начала нет упоминания о добре, и нет ни разума, ни воли[12].

И всё же, даже тогда: «Всевышний подберёт меня…»[13] — то есть поможет выбраться (из тупика, в который человек загнал сам себя). И это касается даже самых последних поколений, (похожих на человека, встреченного раби Элазаром бен Шимоном), как приведено в Гемаре[14], «скажи Мастеру,сделавшему меня: как безобразен сосуд этот, который Ты вылепил…» Святой, благословен Он — тот самый Мастер, который, сделав нас без разума,  без сердечного понимания и желания, — «подберёт» нас, то есть соберёт нас, отдалённых, что, по сути, для нашего спасения является главным.»Собери разбросанное наше…» — то есть, все потерянные частички души, все разрозненные её части. Когда они все вернутся к человеку — (только) тогда он — праведник и спасён.

Смешение душ

Во сне возможна замена души. Так объясняют Мудрецы мидраш «Шохар Тов», где говорится, что (как правило) Всевышний, не перемешивает души, данные Им в залог человеку, но в принципе это возможно.Однако, это касается лишь тех, кто сам, добровольно, вручает Ему душу. Те же, кто видят во всём случай и уверены, что мир живёт по «естественным» законам, подвергаются опасности замены души.

Сказано в Гемаре[15]: «Сон — одна шестидесятая часть смерти». И ещё сказано[16], что после смерти у каждого человека — два «владения»: в Ган Эдэне и Геиноме. Праведник меняет свою долю со злодеем: берёт себе его часть в Ган Эдэне и отдаёт свой «надел» в Геиноме.

Подобным образом может произойти и во сне: праведная часть души злодея примешивается к душе достойного человека, а злодею, в свою очередь, приходится вместить в себя дурное из души ближнего. Недаром сказано[17]: «Сон злодея — приятен и ему самому, и всему миру.» Обратная картина с праведниками: даже получив от негодяя лучшее, что есть у того в душе, тем не менее, даже это лучшее приправлено укоренённым злом, которое праведнику приходится извлекать из себя и изживать, а то и подвергаться «очистительным процедурам» в виде несчастий. Потому и сказано: плохо от этого обмена и самому праведнику, и всему миру. Действенное средство против перемешивания душ во сне (как для праведника, так и для злодея) — прочтение молитвы «Шма» перед сном.


[1] Брахот,6:

[2] Ирувин,54.

[3] Сота,21.

[4] Берешит Рабо,1

[5] Брахот,1.

[6]Йерусалимский Талмуд, Брахот, раздел 2,алаха4

[7] Авода Зара,3.

[8] Брахот, конец первого раздела (9: )

[9] Авода Зара,28:

[10] Авот, третий раздел.

[11] Теилим,27

[12]Недорим,32:

[13] Теилим,27

[14] Таанит,

[15] Брахот,57:

[16] Хагига,15.

[17] Санедрин,71:

из журнала «Мир Торы»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…