Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Главы из книги

Вторая душа, отличающая каждого еврея, — частица безграничной сущности Б-га свыше[1]. Как сказано: «И Ты вдохнул в ноздри его душу жизни»[2], «И Ты вдохнул в меня»[3]. И как сказано в книге «Зогар»: «Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его». Что означает: из наиболее глубокой внутренней части себя самого — ибо глубоко внутренняя частица жизненной силы[4] выходит из человека при выдыхании с силой. Так, обращаясь к сравнению, мы можем себе представить, каким образом души евреев возникли в Б-жест-венной мысли, — подобно тому, как сказано: «Мой сын первородный, Израиль»[5], «Сыны вы Всевышнему, вашему Б-гу»[6]. То есть так же, как сын происходит от мозга отца, так, [все еще пользуясь сравнением], душа каждого еврея возникла в Его мысли и мудрости, благословен Он, а «Он мудр, но непостижимой мудростью[7], но Он и Его мудрость едины». И, как пишет Рамбам*, «Он — Знание и Он — Знающий и т. д.»[8].

* Примечание.

С ним согласны и мудрецы Кабалы, как говорится об этом в книге «Пардес» раби Моше Кордоверо. А также, согласно Кабале раби Ицхака Лурии, это верно, если говорить о ступени, на которой свет Эйн Софа[9] после прохождения многочисленных стадий самоограничения облекается в сосуды рациональных категорий Хабад[10] в мире Ацилут[11], но не выше мира Ацилут. И, как сказано в другом месте, Эйн Соф бесконечно выше сути и категории Хабад, которая по отношению к Нему является как бы физическим действием, что выражено в словах псалма: «Ты все мудростью сделал»[12].

И полностью это постичь человек не в состоянии[13]и т. д., как написано: «Разве может Б-га найти испытатель?»[14], а также: «Ибо мысли Мои — не ваши мысли»[15] и т. д.

И хотя существует бесчисленное множество видов и уровней душ, одна выше другой, например, великие души праотцев и Моше, нашего учителя, несравненно выше душ нашего поколения, которое живет в период, предшествующий приходу Машиаха[16], так что по сравнению с первыми они подобны пятам ног в сравнении с головой и мозгом; и подобным образом в каждом поколении есть главы еврейского народа, души которых представляют собой голову и мозг по отношению к массе народа и людям, несведущим в Торе; и таким же образом души относятся к душам, ведь каждая душа заключает в себе ступени нефеш, руах и нешама[17] — все корни всех ступеней нефеш, руах и нешама, начиная с вершины всех ступеней и до самой нижней ступени душ, облеченных в теле несведущих в Торе и самых незначительных людей, как бы происходят от верхнего интеллекта[18], то есть высшей мудрости.

Можно это сравнить с происхождением сына от мозга отца. Даже ногти его ног образовались из той же капли семени вследствие девятимесячного пребывания ее в материнской утробе и поступенного спуска вниз, от ступени к ступени, изменения и образования из нее ногтей. И несмотря на это, она все еще тесно связана и едина удивительным и неразрывным единством со своей исходной сутью и сущностью, которой она обладала, когда была каплей мозга отца. Но и теперь, в сыне, ногти получают питание и жизненную силу от мозга, находящегося в голове. Как сказано в Гмаре (Нида, там же): «Белок, из которого образуются кровеносные сосуды, кости и ногти»[19] (и в книге «Эц хаим», «Шаар гахашмаль», при обсуждении тайны облачений Адама в Ган Эдене сказано, что облачением его были ногти[20], образованные от мозга Твуна[21]).

С помощью подобного сравнения можно себе отчасти представить, как от корня всех нефеш, руах и нешама всех душ евреев, взятых в целом, который находится наверху и спускается вниз, от ступени к ступени, через поступенное нисхождение миров Абиа[22] от Его Б-жественной мудрости, благословен Он, и в соответствии с выражением «Ты все мудростью сделал»[23], образовались нефеш, руах и нешама людей, несведущих в Торе и самых незначительных. Но и теперь они все еще тесно связаны и едины удивительным и неразрывным единством со своей исходной сутью и сущностью — проистечением высшей мудрости. Ибо нефеш, руах и нешама несведущих в Торе людей получают питание и жизненную силу[24] от нефеш, руах и нешама праведных и мудрых глав народа своего поколения.

В связи с этим становится понятным, в каком смысле наши мудрецы утверждают, что в словах «И быть приверженным Ему»[25] приверженность ученым Торы связана с приверженностью самой Шхине[26]. Через приверженность ученым Торы нефеш, руах и нешама людей, несведущих в Торе, вступают в тесную связь и единение со своей исходной сутью и корнем в высшей мудрости, а «Он и Его мудрость едины»[27] и «Он — Знание и т. д.». (А грешники и восстающие против ученых Торы питают свои нефеш, руах и нешама от «задней стороны»[28] — нефеш, руах и нешама ученых Торы.)

Что касается упоминания в книгах «Зогар» и «Зогар хадаш»[29] — о том, что человеку важнее всего освятить себя в момент брачного единения, чего не соблюдают несведущие и т. д., здесь имеется в виду, что нет такой нефеш, руах и нешама, которая не обладала бы одеянием, происходящим от сущности отца и матери[30]. Все заповеди человек исполняет под влиянием этого одеяния и т. д. и даже мера изобилия, даруемая ему небом, — все ему дается посредством этого одеяния. И если человек освящает себя в момент брачного единения, он сообщает святое одеяние душе своего сына. Даже когда речь идет об очень высокой душе, ей также необходимо освящение отца и т. д. Но что касается самой души — может иногда человек, обладающий бесконечно высокой душой, быть сыном человека презренного и низкого и т. д., как пишет об этом раби Ицхак Лурня, благословенной памяти, в своей книге «Ликутей Тора», в главе «Ваера», и в «Таамей мицвот», в главе «Брейшит».

Примечания

К главе второй

[1] Ийов, 31:2. Ср. также Тегилим 16, 5 и 75, 5; Ирмеягу, 10:6.

[2] Берейшис 2, 7.

[3] Утренние молитвы. Брахот, 60b.

[4] Подобно тому как в цитате из книги Зогар глагол напах говорит о выдыхании глубоко внутренней частицы жизненной силы, вдохновение души в человека (выраженное в Торе тем же глаголом) говорит о происхождении души от самой сущности Б-га.

[5] Шмойс 4, 22.

[6] Дварим, 14:1.

[7] Тикуней Зогар, 126.

[8] В Б-ге нет деления на субъект и объект. И если источник души в мудрости, он и в сущности Б-га (он и Его мудрость едины).

[9] Эманация от сущности Б-га, называемой Эйн Соф (Бесконечный).

[10] См. гл. 3.

[11] Мир Ацилут — последний из эмалированных миров, источник миров сотворенных. Только на этой ступени можно говорить об атрибутах Б-га и о их единстве с Его сущностью.

[12] Тегилим 104, 24.

[13] Законы основ Торы, 2:10.

[14] Ийов, 11:7.

[15] Йешаягу, 55:8.

[16] Приход Мессии.

[17] Ср. Зогар, часть 1, стр. 206а; часть 2, стр. 141b и т. д., а также Йешаягу Гурвиц, Шней лухот габрит, 1:96. Степени души, соответствующие действию, эмоциям и мысли.

[18] Несмотря на огромные различия в духовном уровне людей, поколений и представителей разных частей народа, душа любого еврея, даже, казалось бы, совершенно отдалившегося от Б-га, связана своим происхождением и своей неизменной сущностью с высшей мудростью Б-га.

[19] Нида, 31а.

[20] Здесь также говорится о связи ногтей, то есть самой «примитивной» части тела в том смысле, что она лишена ощущения, с источником — мозгом.

[21] Твуна — часть интеллекта, наиболее близкая к внешнему проявлению, но еще не раскрытая.

[22] Абиа — аббревиатура названий четырых миров: Ацилут — Б-жественный, эмалированный мир, ближайший источник творения; Бриа — преобладание» добра; Йецира — добро и зло в равной мере; Асия — преобладание зла. Последние три мира — миры сотворенные.

[23] Тегилим 104, 24.

[24] Подобно примеру о формировании ногтей эмбриона, даже самая примитивная часть народа через ученых Торы связана непосредственно с высшей мудростью.

[25] Дварим, 30:20.

[26] Ктубот, 111b. Шхина — Б-жественное Присутствие в мире. Последняя ступень Эманации, имеющая отношение к сотворенным мирам и в них облекающаяся.

[27] И потому единение с Его мудростью означает единение с Ним Самим.

[28] Ср. гл. 22.

[29] Ср. Зогар, часть 2, стр. 204б и далее.

[30] То, что от родителей передается душе ребенка, становится одеянием его души — внешней частью ее, через которую она проявляется и действует.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…