Темы: Рош Ходеш, Еврейский календарь
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак легче запомнить, в каком месяце один день или два дня Рош Ходеш (Новомесячье)? Анна
Уважаемая Анна!
Как правило, в еврейском календаре один месяц — 30 дней, другой — 29. Ведь наши месяцы построены на основе новолуния, а между одним новолунием и другим в среднем 29 суток, 12 часов, 44 и 1/18 минуты. Как правило, Талмуд учит, что «ты считаешь дни в месяце, а не часы в месяце», поэтому обычно чередуются месяцы из 30 дней и 29: один — 30, следующий — 29 и т. д. Месяц, состоящий из 30 дней, называется «мале» — «полный», а состоящий из 29 дней — «хасэр» — «неполный».
Есть интересное правило: месяцы, в которых есть праздники, — они из 30 дней. В Тишрей есть праздники — Рош а-Шана, Йом-Кипур, Суккот — и в нем 30 дней. Нисан — в нем Песах, и в нем 30 дней. Сиван — в нем Шавуот, и в нем тоже 30 дней.
Начнем с начала года, с месяца Тишрей. Он состоит из 30 дней, он — «мале». Следующие два месяца — Хешван и Кислев — единственные «не установленные», неоднозначные месяцы. Есть три возможности:
— Могут быть оба полные, из 30 дней. Такой год называется «шлема» — «полный».
— Могут быть оба неполные, из 29 дней. Такой год называется «хасэра» — «неполный».
— Может быть Хешван из 29, а Кислев — из 30. Такой год называется «кэ-сидра» — «идущий обычным порядком», т. е. в нем чередуются месяцы из 30 и 29 дней.
За ними месяц Тэвет из 29 дней, следующий за ним месяц — из 30 дней, и т. д. месяцы чередуются до конца года — Элула из 29 дней.
И так все месяцы, установленные однозначно, чередуются: из 30 и 29 дней. А число дней в Хешване и Кислеве намеренно варьируют для установления Рош а-Шана в определенные дни. Ведь день Рош а-Шана не должен быть ни воскресеньем, ни средой, ни пятницей.
В високосном году, когда добавляют еще месяц, порядок такой: первый Адар из 30 дней, второй Адар — из 29.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Яков Шуб
Что делать, если покойный задолжал людям деньги?
Рав Ашер Кушнир
Кабала. Причем тут два «б»?
Рав Бенцион Зильбер
Почему молитва «Амида» называется «Восемнадцать», если в ней на самом деле девятнадцать благословений?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш
Рав Зеев Гринвальд
Как называется суббота перед новомесячьем?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Бенцион Зильбер
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.