Темы: Йосеф, Идолопоклонство, Земля Израиля, Египет, Яаков, Махпела, Похороны, Казни Египетские
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня такой вопрос. В главе Ваехи мы читаем о смерти Яакова и Йосефа. Но Яаков заклял похоронить его в земле Кнаан, а Йосеф попросил забрать его останки, когда все будут выходить из Египта. Почему Йосеф должен был остаться в Египте, а Яакова вынесли из Египта сразу? Ведь если бы он попросил, чтобы его сразу похоронили в земле Кнаан, то братья исполнили бы его просьбу и ни одно войско не остановило бы их. Заранее спасибо за ответ. Моше
Здравствуйте, Моше!
Спасибо за интересный вопрос. Ответ на него разделю на две части. Сначала посмотрим, почему Яаков заповедал похоронить его в земле Кнаан, в пещере Махпела, а затем — почему тело Йосефа осталось в Египте.
Сказано в Торе (Ваехи 47:29): «И подошло время Исраэля умереть, и призвал он сына своего Йосефа и сказал ему: если я нашел благоволение в глазах твоих, то положи руку твою под бедро моё и окажешь мне милосердие и истину, не хорони меня в Египте. И дабы лечь мне с отцами моими». Раши приводит мидраш, указывающий три причины, по которым Яаков заповедал похоронить его в земле Кнаан:
1) Во время десяти египетских казней, а именно — когда весь Египет наполнится вшами, сама земля там превратится во вшей, и Яаков не хотел, чтобы его тело оказалось среди кишащих насекомых;
2) Когда мертвые воскреснут, только те, кто похоронен в Земле Израиля, встанут сразу, а те, кто похоронен в других местах, должны будут проделать путь под землей, чтобы встать в Земле Израиля. И это перемещение причинит им страдание…
3) Яаков не хотел, чтобы египтяне начали поклоняться ему как идолу, приходя на его могилу.
Комментаторы приводят ещё несколько возможных причин:
4) Египтяне по большей части были грешниками, и Яаков не хотел быть похороненным рядом с ними.
5) Память о человеке связана с местом его захоронения, и Яаков хотел, чтобы память о нем была связана с землей, где будут жить его потомки.
Некоторые комментаторы говорят, что первую из причин, о которых говорит Раши, следует понимать иначе. А именно: Яаков опасался, что, если он будет похоронен в Египте, то в награду за его заслуги весь Египет избежит положенных ему казней.
Поэтому многие комментаторы задаются вопросом, который Вы задали: почему Йосеф не поступил подобно Яакову — не попросил похоронить его в земле Кнаан, а только заповедал (Ваехи 50:25): «Когда вспомнит Всесильный о вас, вынесите мои кости отсюда»? Приведу основные объяснения:
1) Яаков обращал свою просьбу — похоронить его в земле Кнаан — к Йосефу, который был вторым человеком в Египте и мог эту просьбу исполнить. А Йосеф обращался к своим братьям и их детям и понимал, что им египтяне не позволят выполнить его последнюю волю.
2) Йосеф опасался: если египтяне узнают, что не только Яаков, но и он сам не желает быть похороненным в Египте, это породит в сердцах египтян ненависть к евреям, ставящих Египет ниже своей Страны.
3) Йосеф опасался: если все евреи пойдут хоронить его в землю Кнаан, как это было во время похорон Яакова, то египтяне разграбят их имущество, а быть похороненным египтянами он не хотел.
С уважением, Менахем Эпель
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.