Темы: Предназначение, Технический прогресс, Тора и наука, Рав Яков Шуб, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, объясните мне, почему развитие современной науки и техники не делает наш мир лучше? Как вообще иудаизм относится к техническому прогрессу?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы правы, современный мир, несмотря на бурное развитие науки и техники, действительно остается далеким от совершенства. Почему же это происходит? Неужели новые открытия и достижения современной науки не могут сделать человечество счастливым?
Чтобы ответить на Ваш вопрос, обратимся к словам наших мудрецов. Рав Элияу Деслер (Михтав ме-Элияу, стр. 270-271) спрашивает, почему Тора осуждает Туваля, основным занятием которого была разработка орудий из металла и железа (Берешит 4:22). Представьте себе, во времена, когда все орудия труда были деревянными или каменными, какой это был шаг вперед — сделать, например, железный плуг? Насколько это облегчит жизнь человека! Тем не менее, Тора называет его «Туваль-Каин» (по имени Каина, который убил своего брата), поскольку видит в его деятельности разрушение: он совершенствовал орудия убийства и, таким образом, шел по пути Каина (Раши к Берешит 4:22).
Подобный вопрос можно задать и о запрете использовать железные инструменты для обтесывания камней жертвенника (Шмот 20:22). Раши объясняет: жертвенник предназначен для продления дней (жизни) человека, а предназначение железа (в том числе) — сокращать жизнь. Поэтому железо не должно касаться камней жертвенника. Почему же наши мудрецы видят в железе именно средство убийства? А как же все те полезные для человечества вещи, которые изготовляют из железа?
Объясняет рав Деслер: Всевышний специально создал этот мир несовершенным. В Своей мудрости он оставил человеку возможность совершенствовать этот мир и, таким образом, становиться партнером Всевышнего в творении. Поэтому до вмешательства человека — все компоненты этого мира по умолчанию несовершенны и могут использоваться только для разрушения, как железо — для изготовления оружия или кирпичи — для строительства Вавилонской башни. И только человек может найти правильное применение этим ресурсам и так раскрыть их огромный потенциал.
Однако не всегда человек способен на это. Если цель его только в том, чтобы улучшить свое материальное положение в этом мире, то все достижения науки и техники так и останутся на своем изначальном уровне, а изначально это — средства разрушения. Если же его заботит духовный рост и использование этих ресурсов для служения Творцу, он сумеет раскрыть их конструктивный потенциал.
Поэтому при всех достижениях современной науки мир остается несовершенным. Ведь для того, чтобы их правильно использовать, человек в первую очередь должен стремиться к духовному росту, только тогда он сможет по-настоящему совершенствовать этот мир.
Мидраш (на Коэлет 7:28) говорит, что, создав первого человека, Творец провел его по Ган-Эдену, показал ему всю его красоту и сказал: «Все, что Я создал, — для тебя создал. Заботься об этом мире, чтобы не разрушить его».
Всем известно объяснение этого мидраша, которое дает Рамхаль в своей книге «Месилат Йешарим». Конечная цель создания человека — это именно Будущий мир, а наш мир — только коридор, по которому, выполняя волю Творца, можно прийти к цели. Поэтому Творец говорит Адаму, чтобы тот своими действиями в этом мире не лишил себя возможности попасть в мир Будущий (Ган-Эден).
Однако многие мудрецы понимают этот мидраш «буквально», а именно — что речь идет о нашем мире. Если принять это понимание, можно сказать, что наша работа по сохранению и совершенствованию этого мира заключается именно в работе над собой и в духовном росте. Ведь только тогда у нас будет возможность увидеть, как правильно раскрыть потенциал этого мира.
С уважением, Яков Шуб
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Тора, наука и тетя Белла»
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Хана Лернер
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.