Темы: Христианство, Йеуда, Идолопоклонство, Цари Израиля, Колена Израиля, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныОткуда произошло слово «иудей»? И связано ли это с Иеудой, предавшим Иисуса?
Здравствуйте!
Слово «иудей» является производным от имени Йеуда — имени четвертого из двенадцати сыновей праотца Яакова (а не одного из апостолов, который, согласно христианскому преданию, предал основателя христианства) — и означает «житель Иудейского царства». Слово «иудей» как синоним к слову «еврей» вошло в обиход после разрушения Первого Храма, во времена Вавилонского изгнания, потому что все уцелевшие евреи, изгнанные в Вавилонию, были жителями Иудейского царства. После этого всех евреев стали называть иудеями — по месту их происхождения, вне зависимости от принадлежности к какому-либо колену (Раши и Ибн-Эзра, комментарии к Свитку Эстер 2:5). До этого, евреев называли «Бнэй Исраэль» — «сыны Израиля».
В Писании слово «иудей» в значении «еврей» встречается в книгах поздних пророков: Мегилат Эстер 2:5, Захария 8:23, Даниэль 3:8, Эзра 4:12.
В Септуагинте еврейское словоיהודי (йеhуди) было передано на греческом как Ἰουδαῖος. С адаптацией к местной фонетике это слово было заимствовано другими языками: лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, рус. «иудей» и т. д.
Оскорбительное на русском слово «жид» также однокоренное словуיהודי (йеhуди) и возникло в ходе трансформации позднеславянского слова «židъ».
В современном русском языке принято разделять слова «еврей», обозначающее национальность, и «иудей», обозначающее религиозную принадлежность. И в этом есть свой смысл, поскольку Иудейское царство, в отличии от Израильского, бОльшую часть своего существования придерживалось веры в единого Б-га, а его жители строго соблюдали законы Торы. Жители же Израильского царства, под руководством своих царей, стали на путь идолопоклонства. Поэтому это царство было уничтожено задолго до Вавилонского изгнания. Связь между словом «йеуди» и вероисповеданием подтверждает мидраш «Лэках тов» (на Свиток Эстер 2:5), где сказано, что иудеем называется тот, кто отрицает язычество.
Поскольку слово «иудей» тесно связано с Иудейским царством, мне кажется, стоит кратко упомянуть эту веху еврейской истории.
Во времена правления царя Шломо (Соломона) еврейское государство достигло политического, экономического и духовного расцвета. Слава о мудрейшем царе и о его государстве распространилось по всему миру. Евреи жили в спокойствии и достатке.
Но все изменилось после смерти Шломо. В результате гражданской войны, в 795 г. до н.э. (2965 г. от сотворения мира) еврейское государство раскололось на два царства — Иудейское и Израильское. В состав Иудейского царства вошли колена Йеуды, Биньямина и часть колена Леви. Поскольку колено Йеуды было самым многочисленным, а также потому, что все цари Иудейского царства происходили из колена Иегуды (как завещал праотец Яаков) — царство стало называться Иудейским. В Израильском царстве жили остальные десять колен, т.е. большинство еврейского населения Страны. К власти в Израильском царстве приходят цари, проповедующие язычество, и уводят народ от Б-га.
В 550 г. до н.э. (3210 г. от с. м.) ассирийская армия захватывает Израильское царство и изгоняет десять колен из Страны, расселяя их в разных областях своей империи. С тех пор следы этих десяти колен теряются, еврейский народ теперь состоит исключительно из жителей Иудеи.
В 420 г. до н. э. (3340 г. от с.м.) — царь Вавилонии Невухаднецар разрушает Первый Храм и уводит жителей Иудеи в Вавилон. Это было первое изгнание в истории народа, когда евреям пришлось жить в среде других народов уже после того, как была дарована Тора и культура народа сформировалась. Поскольку все евреи, ушедшие в Вавилонское изгнание, были жителями Иудейского царства, всех евреев начали называть «иудеями».
С уважением, Моше Сытин
Рав Овадья Климовский
И где остальные?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Сытин
Как определить область «пеот»?
Рав Моше Гекрайтер
Кому мы молимся на могилах праведников?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Исполнение заповеди отсрочено
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.