Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Плоды, полученные в результате генной модификации, запрещены в пищу?

Темы: Килаим, Запреты, Тора и наука, Кашрут, Рав Яков Шуб, Растения

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, являются ли плоды, полученные в результате генной модификации (ГМО), запрещенными? Ведь общеизвестно, что генная инженерия шагнула далеко вперед и многие плоды, поступающие на рынок, были модифицированы на генном уровне. Влияет ли это на их кошерный статус?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за интересный вопрос. Существует ряд особых законов, связанных с выращиванием растений в Эрец-Исраэль — из-за её особой святости. К ним относится, например, заповедь отделять десятину от урожая (трумот и маасрот), запрет орла и запрет килаим, см. ниже.

Поэтому в Эрец-Исраэль запрещено выращивать вместе, скрещивать и смешивать два и более видов зерновых, бобовых или овощей, как сказано в Торе (Ваикра 19:19): «…поле твое не засевай килаим (двумя родами семян)». Эти законы подробно разбираются у Рамбама в «Законах о килаим» и в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 297).

Сефер а-Хинух (заповедь 244) определяет причину заперта килаим следующим образом: «Творец мира придал Своим творениям определённые свойства, смешение которых в ряде случаев нежелательно, а иногда даже пагубно».

Как было сказано выше, Тора запрещает смешивание различных видов растений. В Мишне приводится целый список конкретных действий, на которые распространяется данный запрет.

Одно из таких запрещенных действий — прививать ветку растения одного вида к растению другого вида. На концептуальном уровне это подобно процессу смешения генов различных растений.

Тем не менее, Рав Исраэль Бельский, один из ведущих американских раввинов, который долгие годы выносил галахические решения для департамента кашрута OU, постановил, что генетически модифицированные фрукты и овощи являются кошерными. Он пояснил, что запрет килаим относится только к описанным конкретным действиям, которые запрещены Торой или мудрецами. На другие формы смешения видов, в том числе и модифицирование на уровне генов, данный запрет не распространяется. По той же причине, например, не запрещено сажать плодовое дерево одного вида рядом с деревом другого вида, даже если при этом без сомнения будет происходить перекрестное опыление.

Рамбан (комментарий к Берешит 1:11) объясняет, что причина запрета килаим следующая: смешение различных видов нарушает прямое повеление Всевышнего растениям: порождать виды, подобные себе — «по роду своему» — «лэ-мино» (Берешит 1, 11). И, на первый взгляд, можно было бы предположить, что это исключает любое смешение, независимо от того, какое именно действие привело к нему. Тем не менее, как было сказано выше, фактический запрет нарушается, только если смешение достигается одним из конкретных способов, указанных Торой или мудрецами.

Кроме того, за исключением килэй а-керем (посадки разных видов злаков, бобовых и овощей в винограднике), даже если растения были выращены в результате действия, на которое распространяется запрет килаим, они все равно разрешены в пищу.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.