Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какими словами ругались евреи во времена Танаха?

Темы: Чистота речи, Иврит, Галут, Проклятие, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины. Недавно на одной лекции я услышал интересный момент: оказывается, на лашон а-кодеш нет ругательных слов. Все ругательства и ненормативная лексика, присутствующая в современном иврите, — либо заимствование из арабского языка, либо наследие галута (изгнания). Возникает вопрос: как Танахические евреи ругались? Ну, в отношении праотцов можно допустить такой уровень духовности и бесконфликтности, когда нет надобности в ссорах… Но простые евреи, находящиеся в Египетском рабстве (то есть на 49 ступени тумы — духовной нечистоты), — неужели на досуге не ругались с соседями-женами или детьми?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте,

Конкретно о евреях, находившихся на низком духовном уровне в египетском рабстве, можно ответить так.

Верно, что святой язык отражает святость нашего народа, который на нем говорит. Ибо, как объясняет Маараль, язык — это не просто практический способ общения, но и отражение сущности и души самого народа. Пребывание в изгнании — это не только физическое подчинение другому народу, но и подверженность его духовному влиянию. Если евреям удается побороть это влияние и сохранить свой высокий уровень, то они продолжают выполнять предписанные Всевышним действия — изучение Торы и молитву — на святом языке. Если же не удается — что, к сожалению, бывает, — то они могут уподобиться народу, в среде которого находятся, и характером, и манерами, и языком. Поэтому вполне возможно, что те евреи, которые находились в Египте на сорок девятой ступени нечистоты, ругались, как египтяне — по-египетски. Как в наше время евреи, живущие в России или Америке, если слишком уподобятся определенной части местного населения, могут ругаться в той же манере — и теми же словами, что и их русские или американские соседи.

Но можно расширить тему. Хотя нецензурные слова обычно (пусть и не всегда) обозначают, если взять их «простой смысл», определенные аспекты анатомии, по происхождению многие из этих выражений — проклятья. Это особенно очевидно в тех случаях, когда адресата «посылают», — согласно некоторым исследованиям, «местом назначения» в конечном счете является преисподняя, могила и т.п. Но и в цензурном эквиваленте ругань — не столько «цивилизованный» анатомический термин, сколько проклятье. «Черт побери!» (обидчика или просто ситуацию) — выражение бессильной злобы. Неслучайно слово «клясть» означает и «ругать», и «проклинать», и на других языках тоже.

А особенно сильную эмоционально-экспрессивную окраску этим словам тоже придает не только и не столько их формальный смысл, сколько сама их табуированность. В обычных ситуациях их не принято употреблять, поэтому тот, кто их все-таки употребил, выражает тем самым эмоции и «пожелания» за гранью нормы.

Табуированность известных анатомических терминов связана с общепризнанной «постыдностью» этой тематики. И поскольку в святом языке нет подобных «народных» названий, такие проклятья и использованием табу на нем невозможны. Но возможны другие проклятья с использованием табу. В которых злоупотребляют не особенно сильными нечистыми словами, а особенно сильными святыми словами. Какими именно?

Поясняет Тора: «…начальника в народе твоем не проклинай» (Шмот 22:27). «Не проклинай глухого» (Ваикра 19:14). «…всякий, кто будет проклинать отца своего или мать свою, смерти должен быть предан» (Ваикра 20:9). Мудрецы поясняют, что на самом деле запрещено проклинать любого еврея, а «начальника», «глухого» и родителей Тора упоминает из-за особой опасности неуважительного к ним отношения, да и по другим причинам (см. Сефер а-Хинух, заповеди 71, 231, 260). Но сказано также, что, хотя запрещено проклинать любым образом, бичеванию — или, если проклял родителей, смертной казни — нарушитель подвергается лишь в том случае, если проклял этих людей Именем Б-га (или словом, называющим одно из Его проявлений: «Милостивый», «Грозный» и т.п.).

Как объясняет Сефер а-Хинух (заповедь 231), одна из причин этого запрета — опасность, что проклятье может осуществиться. Но есть и другие причины, в том числе и стремление Торы в целом отучить евреев от гнева и мстительности, уменьшить раздоры и взаимную неприязнь, установить мир и дружбу. Да и слово клала — «проклятие» — может также означать просто «ругань» и «злословие». Но очевидно, что проклятье «за гранью» — это злоупотребление для этой цели Именем Б-га, произносить Которое не только считается «ненормативным», но и формально запрещено под страхом наказания.

И ругань и проклятья запрещены не только на случай изгнания, но и на Святой Земле — потому, что даже при жизни на Святой Земле во времена Танаха соблазн злоупотребить ими был очень даже велик. Хотя многие евреи находились на высоком духовном уровне и были великими людьми, в них бушевали великие страсти. Да и известно, что «чем более велик человек, тем больше его дурное начало» (Сукка 52а). И Тора, цель которой — воспитать наш народ, никогда не скрывает наши недостатки, а наоборот, подчеркивает их, чтобы мы извлекли урок и исправились. Поэтому в Танахе мы часто читаем о непростых отношениях, царивших между людьми, которые, даже будучи на высоком уровне, порой не скупились на выражения.

Один из ярких примеров — Шими бен-Гера, который нанес царю Давиду «тяжкое оскорбление» (клала нимрэцет). По словам мудрецов, в слове нимрэцет закодированы эпитеты, которыми Шими «наградил» Давида: ноэф — «развратник», мамзер — «незаконнорожденный», роцеах — «убийца». Как он мог употребить в отношении столь великого человека такие эпитеты — другая тема. Но, так или иначе, очевидно: даже без упоминания Имени Б-га, тем более, нецензурных слов на других языках, евреи вполне могли поддаться соблазну и использовать в отношении друг друга сильные выражения.

Так что в любое время и на любом духовном уровне нам заповедано избегать ссор и ругани и стремиться к миру и единству.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.