Темы: Душа, Пророчество, Переселение душ, Психология, Рав Мендель Агранович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЕсть ли в иудаизме объяснение явлению дежавю? Я.
Уважаемый Я.!
Дежавю — явление, когда человеку кажется, что он уже был в этой ситуации, проживал ее в пространстве и времени, хотя знает, что все это впервые.
Насколько мне известно, какого-либо объяснения этого явления в Традиции не существует.
Попробуем предложить несколько версий, подчеркнем, что это лишь версии.
1. Используем понятие гилгуль нэшамот — реинкарнация. Человек (его душа) в прошлом воплощении действительно был в этом состоянии, месте, ситуации, а потому «вспоминает», несмотря на все происшедшие трансформации (смерть, новое рождение, рост, взросление и т.д.).
2. Во сне душа поднимается и получает информацию вне рамок этого мира, а потому наяву человеку (душе) кажется, что он уже пережил это состояние, и это действительно так — только вне пространства этого мира.
3. Есть высказывание Талмуда (Мегила 3а): «Хотя сам человек не видит, его МАЗАЛЬ видит». Слово мазаль в иудаизме обозначает чрезвычайно широкий круг понятий — это и удача, и судьба, и карма, и предназначение, а в данном случае — это, скорее, «духовный корень» человека, душа, духовный покровитель, ангел, его охраняющий, имеющий над ним власть (Раши, там же). Речь здесь идет о структуре души. Душа имеет пять уровней, её корень находится очень высоко, вне рамок времени и пространства этого мира, а информация поступает ей из Источника напрямую. А в этом мире — отражение той информации, которую она получает Наверху. Это уже не связано со сном, даже наяву люди чувствуют приближение смерти, не дай Б-г, так как корень их души знает и чувствует, что скоро она покинет этот мир. Также иногда бывает беспричинное ощущение тревоги, страха — это тоже из этой серии. Иногда это называют интуицией, я не уверен, что эти понятия тождественны. Иногда человек выходит на шидух и чувствует — моё, это положительное проявление того же самого.
4. Может быть, это явление — вид психического отклонения, и тогда высказывание Талмуда, что в наше время пророчество остается только у детей и сумасшедших, — о нем. В этом случае дежавю — форма, в которой выражается такое микро-пророчество.
Еще раз подчеркнем, что это — не более чем версии. Им требуется, как любым версиям, подтверждение.
С уважением, Мендель Агранович
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Мендель Агранович
Рав Реувен Куклин
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Реувен Куклин
Хорошую религию придумали индусы?
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Мендель Агранович
Рав Хаим Суницкий
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.