Темы: Значение слов в Торе, Рав Овадия Климовский, Коэлет, Имя Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В отрывке Коэлет 12, 1 Всевышний упомянут во множественном числе в слове «Создатель», то есть буквально «Создатели». Но Тора учит, что Создатель один, как это объяснить? Спасибо. Р.
Шалом, уважаемый Р.!
Спасибо за интересный вопрос. Сразу оговоримся, что одно из самых употребительных Имен Всевышнего имеет форму множественного числа — Элоким. Таким образом в Святом языке подчеркивается значимость того, о ком говорят. Подобные формы встречаются в Торе, например, когда речь идет о «хозяевах» — владельце скотины или вещи — там, где рассматриваются имущественные отношения.
Однако здесь, как будто, во множественном числе оказалось слово «Творец», которое обычно не употребляется в такой форме. Поэтому нам остается предположение — здесь нет множественности, а, скорее всего, царь Шломо таким образом передал потомкам некий намек на то, что в этих словах — «помни Творца» — заключено нечто большее, чем то, что сказано открытым текстом.
В Иерусалимском Талмуде (Сота 2:2), действительно, приводится интересное объяснение такому словоупотреблению, и, хотя авторы Талмуда не отметили, что выводят свое объяснение из наличия лишней буквы йуд, это представляется весьма вероятным. Тем более, что так считает и автор знаменитой книги Тора Тмима, комментирующей трактовки Писания, встречающиеся в Талмуде и Мидраше. Он пишет, что слово Борэха («твой Создатель») намекает на сказанное в трактате Авот (3:1): «Помни, откуда ты пришел, куда уйдешь и перед Кем будешь держать ответ, и никогда не согрешишь», расшифровывая сказанное там так: пришел из беэрха — из «твоего источника», уйдешь в борха — в «яму твою», то есть в могилу, и отвечать будешь перед Борэха — перед твоим Творцом. Толкование, очевидно, строится на том, что все три слова пишутся и звучат почти одинаково.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Значит, это Имя всё-таки возможно произнести?
Рав Элазар Нездатный
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Реувен Хаскин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Эта мудрая книга, принадлежащая перу царя Шломо (Соломона), посвящена поискам смысла жизни. Изначально она представляла собой речь, произнесенную в присутствии народа. Автор, мудрейший из людей, делится с нами своими соображениями по поводу иллюзорности материальных наслаждений.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Натан Агрес
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Что на самом деле произошло у горы Синай?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.