Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Свадьба дочери — вечером, после выхода звезд. Жених и невеста должны поститься до самой хупы?

Темы: Жених, Невеста, Хупа, Свадьба, Пост, Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, мы планируем сделать свадьбу дочери вечером после выхода звезд, скажите, нужно ли жениху и невесте поститься до самой хупы? И откуда пошел этот обычай?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно принято, что жених и невеста постятся в день свадьбы (Рамо, Эвен а-Эзер 61:2). Так поступают во всех ашкеназских и в некоторых сефардских общинах, поэтому сфарадим необходимо проконсультироваться у своего раввина, существует ли такой обычай в их общине.

Есть несколько объяснений этого обычая:

Во-первых, считается, что в день свадьбы жениху и невесте прощаются все грехи (Бейт Шмуэль 61:6). Раши в своем комментарии к Торе (Ваишлах 36:3) также упоминает это, говоря о том, что в одном месте дочь Ишмаэля, которая вышла замуж за Эйсава, названа «Басмат», а в другом месте (Толдот 28:9) — «Махалат». Чтобы объяснить это, Раши приводит мидраш: троим прощаются грехи — тому, кто прошел гиюр; тому, кто получил должность раввина, руководителя общины и т.п.; и тому, кто женится. Отсюда и имя «Махалат» — ей были прощены все прегрешения (на иврите «прощать» — лимхоль). А чтобы достичь самого высокого уровня искупления и раскаяния, принято также поститься и произносить в молитве видуй (признание перед Всевышним в своих грехах) (Эвен Иcраэль 7:36).

Хотя, когда речь идет об исполнении большинства законов, еврейский день начинается с ночи, в данном случае, поскольку пост и искупление приравниваются к жертвоприношению, день и следующая за ним ночь считаются единым целым, как в законах жертвоприношений. Поэтому даже если хупу ставят вечером, принято поститься в тот же день.

Во-вторых, принято поститься, чтобы не случилось так, что жених и невеста выпьют больше, чем следует, алкогольных напитков, и не смогут сконцентрироваться на исполнении заповеди (Бейт Шмуэль 61:6).

В зависимости от того, какая причина из упомянутых является основной, может быть изменена и продолжительность поста. Если причина в опасении, чтобы жених и невеста не выпили больше, чем надо, то, когда хупу устраивают днем до захода солнца, необходимо поститься только до хупы. И нет необходимости продолжать пост до выхода звезд. С другой стороны, если хупу устраивают вечером, после выхода звезд, то следует поститься весь день и вечером до самой хупы.

Но если основная причина в том, что пост связан с искуплением и прощением, то, если хупу устраивают днем до захода солнца, необходимо продолжить поститься и после хупы, до выхода звезд. А если хупу ставят вечером, после выхода звезд, то разрешено закончить пост с выходом звезд.

На практике, т.к. этот пост не упомянут прямо в Талмуде, принято в обоих случаях поступать в соответствии с «облегчающим» мнением. Таким образом, если хупу устраивают днем, до захода солнца, достаточно поститься до хупы и нет необходимости продолжать пост до выхода звезд. А если хупу ставят вечером после выхода звезд, разрешено закончить пост с выходом звезд. При этом даже после завершения поста следует воздержаться от употребления алкогольных напитков до хупы (Хохмат Адам 129:2, Шаарей Нисуин (1:3, 2).

Получается, что в Вашем случае, поскольку хупу ставят вечером после выхода звезд, разрешено закончить пост с выходом звезд. При этом даже после завершения поста следует воздержаться от употребления алкогольных напитков до хупы.

Следует отметить: если по каким-то причинам жениху и невесте тяжело поститься в день перед свадьбой, следует проконсультироваться с компетентным раввином, как поступить.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: тема Обряд «Хупа» на еврейской свадьбе

Материалы по теме

Что такое пост и зачем он нужен?

Рав Овадья Климовский

Жаль времени на еду…

Не гуманней ли отпустить женщину?

Рав Бенцион Зильбер

Можно ли это повеление Б-га как-то объяснить?

Еврейские Посты

Рав Зеев Гринвальд

Посты, общие для всего еврейского народа

Женщины, с которыми запрещено и разрешено уединяться. Законы ихуда 3

Рав Зеев Гринвальд,
из цикла «Законы ихуда»

Сказал раби Йоханан: Мы выводим боязнь греха из истории с девушкой, а получение награды — из истории с вдовой. Боязнь греха из истории с девушкой — каким образом? Раби Йоханан услышал, как одна девушка пала ниц и молилась: «Властелин мира! Ты сотворил Ган Эден , и Ты сотворил Геином . Ты сотворил праведников (чтобы они унаследовали Ган Эден ), и ты сотворил злодеев (чтобы они унаследовали Геином ). Да будет Твоя воля, чтобы не согрешили из-за меня люди (не потеряли бы свою долю в Ган Эдене и не приобрели бы долю в Геиноме )». Запрет йихуда с родственницами. Мужчине запрещено уединяться с женщиной, которая ему запрещена, как сказано в Шульхан арухе: «Запрещено уединяться с любой женщиной, запрещенной мужчине как эрва (то есть, за связь с которой положено наказание карет — перев.), как пожилой, так и молодой, ибо это ведет к запретной связи с запрещенной женщиной». Мужчине запрещено уединяться с женщинами из его семьи, как то: тетей, мачехой, двоюродной сестрой по женской или мужской линии, сестрой жены, дочерью брата, дочерью сестры, невесткой, тещей, женой сына, падчерицей и другими.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.