Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Довольствующийся обретенным выше, чем богобоязненный?

Темы: Смысл жизни, Изучение Торы, Овадья Климовский, Богобоязненность

Отложить Отложено

Шалом! Объясните, пожалуйста, это высказывание: «Довольствующийся обретённым — выше, чем б-гобоязненный» (Талмуд, Брахот 8а). Сергей

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Сергей!

Точнее было бы перевести как «довольствующийся плодами своих трудов». Основная мысль, которую мы находим здесь у комментаторов: речь идет о величии того, кто не желает получать ничего от других.

Рав Йехезкель Ландо (Цлах) замечает: разумеется, тот, кто довольствуется плодами своих трудов, предпочтительнее богобоязненного, только если он обладает и этим качеством тоже. Рав Ландо приводит и иносказательное объяснение, согласно которому речь идет не о труде ради пропитания, а о труде над Торой и заповедями, ради которого, на самом деле, человек и находится в этом мире. Как сказано (Иов 5:7): «Ибо человек рождается для (тяжелого) труда…». И объясняют мудрецы, что имеется в виду труд над Торой. Подробнее об этом см. книгу Хафец Хаима Шем Олам, ч. 1 гл. 9, где он, в частности, пишет: на самом деле никто и не думал изначально, что человек может быть создан ради физического труда. Можно было его не сотворять, тогда не было бы и нужды в его трудах.

В чем же открытие мудрецов? — Если бы не их уточнение, мы бы полагали, что человек рожден для труда по преодолению своей природы и исполнению заповедей. Теперь же ясно: хотя и это верно (и Виленский Гаон говорил, что человек находится в этом мире ради исправления своих качеств), это — не основной объект труда. Главное же, над чем был создан трудиться человек, — это Тора!

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.