Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли радоваться собственным добрым делам?

Темы: Скромность, Заповеди, Радость, Добрые дела, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! У меня возник вопрос касательно еврейской скромности. Можно ли говорить себе, что ты поступил хорошо с точки зрения Торы, или это будет нарушением скромности и самовосхвалением? Другими словами, можно ли наслаждаться добрыми делами, или они должны быть безвозмездными, в том числе и с духовной точки зрения? Заранее спасибо. Е.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый E.!

Приятно было получить такой вопрос, спасибо.

Настоящая, внутренняя скромность заключается в том, чтобы не считать себя выше других. Но нет ничего плохого в том, чтобы радоваться своему правильному поступку, надо только отличать радость от заносчивости. Наши мудрецы много говорили о скромности. Например, в трактате Авот сказано: «Если ты много учил Тору, не ставь это себе в заслугу, ибо для этого ты и сотворен» (2:8). В конце концов, какой бы великий поступок человек ни совершил, ему нет смысла возноситься из-за этого — ведь если он смог сделать то, что сделал, значит, у него были силы для этого, и, следовательно, это ожидалось от него, если и не по букве Закона, то хотя бы в моральном плане.

Наслаждаться же — здесь вопрос еще тоньше. С одной стороны, раздумывая о том, как поступить, в идеале, разумеется, человеку не следует брать в расчет выгоду или удовольствие, которые он может получить. Следует принимать решение только на основе Истины — как поступить правильно. Однако нет ничего плохого в том, чтобы получить духовное удовольствие от того, что совершаешь правильный поступок. Более того, из всех людей, делающих добро другим, настоящим бааль хесед (тем, кто делает добро) называется именно тот, кто делает это с радостью. Ибо это свидетельствует о том, что качество хесед уже укоренилось в его душе и ему не нужно заставлять себя делать добрые дела. И так со всеми заповедями.

А Рабейну Бахья в книге Кад а-Кемах говорит, что радость от исполнения заповеди более весома, чем сама заповедь, как сказано: «И падут эти проклятия на тебя… и на потомков твоих… за то, что не служил Всевышнему, Б-гу твоему, в радости» (Дварим 28:45—47).

В предисловии к книге Эглей Таль автор подробно пишет о том, что именно тот, кто учит Тору с радостью, получая от этого удовольствие, может считаться человеком, который учит ее ради нее самой, ли-шма.

И главное, великий Рамбам в своем галахическом кодексе Йад Хазака пишет об этом, см. Законы изучения Торы (3:13) и Законы раскаяния (9:1). А если такое значение Тора придает радости от исполнения заповедей, несомненно, от них можно и даже нужно получать удовольствие! Разумеется, духовное, в том ключе, как мы описали выше.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.