Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Закон устанавливают мудрецы, а не голос с Неба? Ведь это ограничивает Творца!

Темы: Еврейский закон, Овадья Климовский, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

Здравствуйте! Один человек спрашивает меня, не являются ли повеление не слушать «глас с неба» в вопросе установления закона (а полагаться только на мнение мудрецов) и утверждение о неизменности Торы «ограничением Творца» (не дай Б-г). Как ему лучше ответить? Разиэль-Нахман

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Разиэль-Нахман!

Можно ответить ему, что… он прав. Всевышний как будто ограничил Себя, дав человеку возможность самостоятельно выбирать в этом мире, как ему поступить. А также Всевышний, передав Тору с Небес на землю, как бы «уступил» мудрецам право, изучая ее, устанавливать Закон. И если они решили, что Закон Торы таков — Всевышний соглашается с этим. Примеры этому приведены в Талмуде. Поэтому Галаха устанавливается только на основании логики и изучения Торы, а не на основании сверхъестественных явлений.

В трактате Бава Мециа есть известная история о том, как мудрецы услышали голос с Неба, который попытался склонить их принять мнение раби Элиэзера в галахическом споре. По правилам Торы, закон устанавливается в соответствии с мнением большинства, а все мудрецы спорили с раби Элиэзером. Когда голос с Неба поддержал его, встал рабби Йеошуа и процитировал стих Торы, говорящий о Торе (Дварим 30, 12): она — не на Небесах! Закон устанавливают на земле. Позже мудрецы узнали от пророка Элияу, который явился им, что Всевышний остался доволен их противодействием «голосу с Неба». Рав Нисим Гаон писал, что это было испытанием для мудрецов — устоят ли они перед соблазном послушаться этого голоса? Ведь сам Творец послал его! Они прошли испытание с честью. Всевышний — хозяин Мира, и таково было Его желание. В этом не ограничение, а великая скромность.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.