Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Родители учили быть честным. Но, прожив 37 лет, я понимаю, что всё наоборот...

Темы: Мидраш, Истина, Еврейские качества, Моше Абрамович

Отложить Отложено

Родители-евреи учили быть честным. Но, прожив 37 лет, я понимаю, что все наоборот. Почему? А.

Отвечает рав Моше Абрамович

Уважаемый А.!

Сразу скажем, что Вас правильно воспитывали быть честным человеком. В самой Торе мы видим запрет лжесвидетельства в десяти заповедях, и запрет ложной клятвы (Вайикра 19—12), и прямой запрет лгать в двух местах: «от слов лжи отдались» (Шмот 23—7) и «и не обманывайте друг друга» (Вайикра 19—11).

Конечно, непросто быть правдивым человеком в этом мире, как говорит Мидраш:

Правда просила Всевышнего отказаться от сотворения человека — поскольку, если он будет сотворён, мир наполнится Ложью. Что сделал Всевышний? Отправил Правду на землю, как сказано у царя Давида (Тэилим 85—12): «Правда из земли произрастёт». Истина пробивается в этом мире по мере развития общества — пока не откроется во всей своей мощи.

С другой стороны, правда и ложь — это дело тонкое, ведь известно, что ради мира между людьми можно отклониться от истины, а если правда приводит к ссоре, то её «озвучивание» наказывается как злословие.

Есть интересный рассказ об обмане. В 1809 г. из Литвы отправилась в Землю Израиля группа учеников Виленского Гаона во главе с равом Ашкенази. Всего около 40 семей. Когда они плыли по морю, начался шторм. Моряки были в панике, и люди плакали, взывали к Всевышнему. Тогда рав Ашкенази объявил: «Всем мужчинам от мала до велика собраться в одной каюте, и каждый пусть расскажет о совершённом грехе и раскается в нём — и я уверен, что Всевышний примет наше раскаяние и опасность минует». Когда все собрались, рав Ашкенази решил начать с самого младшего. Встал подросток и сказал: «Я хочу раскаяться в большом грехе, который совершил, когда мне было девять лет. Наш дом и дом Виленского Гаона разделяла стенка, и мой отец слышал, как учит Тору Виленский Гаон, и часами не мог отойти от этого места. А у мамы был небольшой магазин, который с трудом обеспечивал нас самым необходимым. И я пожалел родителей и решил сообщить им радостную весть, что в хедере, где я учился, нам стали давать бесплатные обеды. И так я голодал и обманывал родителей два года, и в этом хочу раскаяться». У присутствующих навернулись слёзы, когда они слушали этот рассказ, а рав Ашкенази обратился к Всевышнему: «Властелин Мира, в Йом Кипур мы просим у Тебя простить нас за наши грехи, сейчас же мы просим — обрати внимание на этот грех, и в заслугу этого греха останови страшный шторм!». Когда прозвучали эти слова, море успокоилось.

С уважением, Моше Абрамович

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.