Темы: Мидраш, Истина, Еврейские качества, Моше Абрамович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныРодители-евреи учили быть честным. Но, прожив 37 лет, я понимаю, что все наоборот. Почему? А.
Уважаемый А.!
Сразу скажем, что Вас правильно воспитывали быть честным человеком. В самой Торе мы видим запрет лжесвидетельства в десяти заповедях, и запрет ложной клятвы (Вайикра 19—12), и прямой запрет лгать в двух местах: «от слов лжи отдались» (Шмот 23—7) и «и не обманывайте друг друга» (Вайикра 19—11).
Конечно, непросто быть правдивым человеком в этом мире, как говорит Мидраш:
Правда просила Всевышнего отказаться от сотворения человека — поскольку, если он будет сотворён, мир наполнится Ложью. Что сделал Всевышний? Отправил Правду на землю, как сказано у царя Давида (Тэилим 85—12): «Правда из земли произрастёт». Истина пробивается в этом мире по мере развития общества — пока не откроется во всей своей мощи.
С другой стороны, правда и ложь — это дело тонкое, ведь известно, что ради мира между людьми можно отклониться от истины, а если правда приводит к ссоре, то её «озвучивание» наказывается как злословие.
Есть интересный рассказ об обмане. В 1809 г. из Литвы отправилась в Землю Израиля группа учеников Виленского Гаона во главе с равом Ашкенази. Всего около 40 семей. Когда они плыли по морю, начался шторм. Моряки были в панике, и люди плакали, взывали к Всевышнему. Тогда рав Ашкенази объявил: «Всем мужчинам от мала до велика собраться в одной каюте, и каждый пусть расскажет о совершённом грехе и раскается в нём — и я уверен, что Всевышний примет наше раскаяние и опасность минует». Когда все собрались, рав Ашкенази решил начать с самого младшего. Встал подросток и сказал: «Я хочу раскаяться в большом грехе, который совершил, когда мне было девять лет. Наш дом и дом Виленского Гаона разделяла стенка, и мой отец слышал, как учит Тору Виленский Гаон, и часами не мог отойти от этого места. А у мамы был небольшой магазин, который с трудом обеспечивал нас самым необходимым. И я пожалел родителей и решил сообщить им радостную весть, что в хедере, где я учился, нам стали давать бесплатные обеды. И так я голодал и обманывал родителей два года, и в этом хочу раскаяться». У присутствующих навернулись слёзы, когда они слушали этот рассказ, а рав Ашкенази обратился к Всевышнему: «Властелин Мира, в Йом Кипур мы просим у Тебя простить нас за наши грехи, сейчас же мы просим — обрати внимание на этот грех, и в заслугу этого греха останови страшный шторм!». Когда прозвучали эти слова, море успокоилось.
С уважением, Моше Абрамович
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Моше Абрамович
Кто вышел из Египта? И что теперь делать?
Рав Моше Абрамович
Чему радовался царь Давид, услышав: «В дом Всевышнего пойдём?»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
О человеческих характерах и о том, как надо себя вести. Из раздела «Законы образа жизни».
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Моше Абрамович
Откуда известно, что наш день отдыха — это та самая Суббота? Вдруг мы сбились со счета?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Захария Матитьяу
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.