Темы: Суббота, Досуг, 39 мелахот, Яков Шуб, Игра
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Вопрос предназначается раву Якову Шубу. Шалом, Рав! Можно ли в шабат собирать пазл? С уважением, Николай
Уважаемый Николай,
Большое спасибо за интересный вопрос. Запрещено складывать в субботу пазл, где части картинки соединяются между собой или складываются в специальную рамку, т.к. это является рисованием — работой, производной от «писания» (котев), одной из 39 работ, запрещенных в субботу.
Суть игры «пазл» заключается в собирании заранее нарисованной картинки или надписи из имеющихся маленьких фрагментов, которые соединяются между собой. Для того чтобы понять, разрешено ли играть в такую игру в субботу, надо разобрать два вопроса:
Безусловно, в рамках ответа на сайте нет возможности разобрать эти вопросы детально, поэтому ограничимся лишь рассмотрением основных идей.
Рамо (респонс 119) детально разбирает этот вопрос и приходит к заключению, что в субботу разрешено открывать и закрывать такую книгу потому, что соединение и разделение частей букв не считается писанием и стиранием. К такому выводу он приходит на основе гемары в трактате Шабат (104 б), где сказано, что человек, который написал в субботу одну букву в одном городе, а другую — в другом, нарушил запрет Торы. Гемара объясняет: причина в том, что человек написал буквы в субботу и, таким образом, нарушил запрет. А тот факт, что буквы находятся не рядом, не является существенным. А написание двух букв подряд — минимальное «количество» письма, при котором запрет считается нарушенным. Соответственно, можно сделать вывод: если бы буквы были написаны до субботы, то нет проблемы в том, чтобы соединять и разъединять их. Еще один довод, который приводит Рамо: все элементы надписи были созданы, соединены и «подготовлены к употреблению» до субботы.
Маген Авраам (340:10) считает, что в субботу нельзя пришивать серебряные буквы к ткани, т.к. это является нарушением запрета котев (Мишна Брура 340:22). Т.е. по мнению Маген Авраама, хотя буква была изготовлена до субботы, ее прикрепление к поверхности рассматривается как писание на поверхности и, соответственно, запрещено. С одной стороны, можно было бы сказать, что этот запрет относиться только к ситуации, когда буква или ее часть была до этого «вырезана» и не находилась ни на какой поверхности. Но если буква или ее часть уже была написана на какой-то поверхности, например, на бумаге, то прикрепление листа бумаги с написанной буквой не будет считаться писанием. Ведь у этой буквы есть «своя» поверхность (см. Шмират Шабат кэ-Илхата 16, прим. 64).
Однако некоторые галахические авторитеты не только соглашаются с постановлением Маген Авраама, но и расширяют его, утверждая, что запрещено не только помещать буквы или части букв на поверхность, но и соединять их или помещать в какую-либо рамку независимо от того, есть у них «своя» поверхность или нет (Игрот Моше 1:135).
С уважением, Яков Шуб
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Почему в общем списке Десяти заповедей эта, про субботу, стоит именно здесь, после трех первых? Ей место либо в начале, либо в конце
Рав Реувен Пятигорский
Рав Овадья Климовский
… а не 38 или 40?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Под работой Галаха подразумевает совсем не то, что обычно считается таковой. 39 основных ремесел, которыми запрещено заниматься в субботу.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Субботний покой строится отнюдь не на наших субъективных понятиях о том, что называть работой, а что отдыхом.
Рав Реувен Куклин
А кукол?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Какие из запретов Субботы ввели Мудрецы Талмуда и зачем они это сделали?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина