Темы: Борода, Рав Бенцион Зильбер, Рав Моше Файнштейн, Электроприборы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Бенцион. Вопрос Йонатана насчет бритв обусловлен вот чем. В Америке очень широко распространено бритье лица. Большинство нехасидских бахурим и баалей батим бреются. Учащиеся колелим обычно тоже бреются первые несколько лет после свадьбы. В вопросах, какую бритву использовать, в основном, полагаются на мнение р. Моше Файнштейна, зцл, который, насколько я понимаю, именно полагался на различие между ножницами и бритвой. В любом случае минъаг пошут (распространенный обычай) среди бней-Тора в Америке, что бреются другими бритвами, a не только теми, которые Вы указали. Хотя возможно, что это те же самые бритвы, но просто в Америке по-другому называются. Очень распространено, что здесь полагаются на Norelco Lift and Cut после кошерования, о чем Йотанан и говорил. Возможно, мнение всех поским в Эрец-Исраэль отличается от этого, но здесь мнение Р. Моше принимается в этом вопросе. Именно поэтому он и был так озадачен, поскольку из Вашего ответа вроде бы выходит, что большинство соблюдающих Тору и мицвот евреев в Америке нарушают запрет дъорайса бриться. С огромным уважением, Арье Гринберг
Уважаемый рав Арье Гринберг!
Вы очень правильно заметили, что очень многие в Америке пользуются электробритвами и говорят, что полагаются на минъаг и на мнение рава Мойше Файнштейна зацал.
Интересно, что рав Мойше Файнштейн зацал не писал тшуву на этот вопрос, и это, по-видимому, было намеренно, а не случайно. Что таки считал рав Мойше Файнштейн зацал? И на каком основании и какие электробритвы он разрешал?
Есть несколько мнений о том, на каких основаниях он это разрешал.
Что определённо, машинки времен рава Мойше зацал были другими, техника тогда была другая. Электробритвы в его время были менее совершенны, чем сейчас, — сетки были толще, ножи не были настолько острыми и т.д. Например, от имени рава Рувена Файнштейна, сына рава Мойше зацал, передают, что во времена рава Мойше Файнштейна электробритвы еще не были так широко распространены, как сейчас.
И, по мнению Раши в Кидушин 35 б, инструмент мелакет — это инструмент, которым «полируют ножны меча» и которым обычно не пользуются для бритья; как Раши пишет там, эйн дэрэх гилуах бэ-хах. Рав Рувен понимает так мнение своего отца рава Мойше зацал: тогда электробритвы не были так распространены и это было эйн дэрэх — не принято. В наше время фирма Филипс сообщает, что производит 40 млн. электробритв в год. Рав Рувен считает, что это уже нельзя назвать «не принято», и, значит, в наше время мы уже не можем сказать, что этим не принято пользоваться для бритья.
Некоторые, например, считают, что основанием для разрешения рава Мойше зацал было то, что ножи резали не сами, а только вместе с сеткой. В наше время инженеры фирмы Филипс (например) рекламируют: сетка только «водит» волосы, а режет ножик электробритвы сам, без контакта с сеткой. Поскольку они так утверждают, спорить со специалистами несерьёзно. И если это было основанием для разрешения, то в наше время это не так.
Поэтому совсем не однозначно, разрешал бы рав Мойше зацал наши машинки в наше время.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Использование электричества в Субботу вызывает целый ряд вопросов
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
Почему их нельзя брить
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день
Неизвестный автор
Раби Моше бар Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655—5746 /1895—1986/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Рав Бенцион Зильбер
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Бенцион Зильбер
А почему электробритвой можно?
Рав Яков Шуб
А если выключить звук и спрятать пульт?
Рав Яков Шуб
Один близнец «преследует» другого?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.