Темы: Кадиш, Похороны, Траур, Кладбище, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Ребе! Ушел из жизни на 94 году заслуженный человек Меир Райзберг. Именно благодаря его заслугам в Курской еврейской общине были не забыты, а сохранены многие еврейские традиции. 12 ноября исполняется 30 дней со дня похорон. Вопрос — какой порядок поминания, нужно ли ехать на кладбище, чтобы прочитать молитву, или достаточно сделать это в синагоге, нужно ли собирать миньян? Жду Вашего ответа. Л.
Уважаемый Л.!
Обязанность поминать усопшего лежит в первую очередь на его ближайших родственниках, если таковые имеются. Родственники, которые обязаны соблюдать законы траура — это родители, дети, братья, сёстры и вдова покойного. У других людей такой обязанности нет. (В отличие от обязанности похоронить и проводить умершего, которая распространяется на всех). Тем не менее, любой человек, который участвует в поминовении еврея, особенно, если у покойного есть заслуги перед общиной и, особенно, если у него нет достойных потомков, которые могли бы скорбеть о нем по закону, выполняет большую мицву — заповедь.
В тридцатый день после похорон принято идти на могилу покойного и читать там следующие главы Тэилим (псалмы):33, 16, 17, 72, 91, 104, 130. Затем читают части из главы 119. Дело в том, что псалом 119 разделён на 22 части, соответствующие 22 буквам еврейского алфавита. Все стихи каждой из частей начинаются с соответствующей буквы. Читают отрывки, соответствующие буквам имени покойного, а затем — отрывки, соответствующие буквам нун-шин-мэм-hэй, т.е. слову нэшомо, что означает «душа». Поскольку покойного звали Меир, следует прочесть такие стихи из главы 119:
Буква | Стихи |
мэм | 97—104 |
алеф | 1—8 |
йуд | 73—80 |
рэйш | 153—160 |
нун | 105—112 |
шин | 161—168 |
мэм | 97—104 |
hей | 33—40 |
После этого, читают молитву Ана. Если на могилу пришло десять мужчин (миньян), то нужно сказать Кадиш Йатом. Если есть родственники, то Кадиш должны говорить именно они. Если родственников нет, то Кадиш может сказать любой человек, у которого нет хотя бы одного из родителей. Есть традиция класть небольшие камни на могилу.
Описанное выше — это идеальный вариант. Если нет возможности собрать миньян, можно произносить главы из Тэилим и без миньяна. Если есть возможность собрать миньян, но люди не хотят ехать на кладбище, можно произнести Кадиш в синагоге или там, где собирается Ваша община.
На тридцатый день после похорон заслуженного человека принято собирать общину и говорить о заслугах покойного, произносить речи, которые помогут членам общины усовершенствоваться в исполнении заповедей. Если люди примут на себя исполнение каких-то новых обязанностей или пожертвуют деньги на благотворительность в результате такого собрания, это, несомненно, будет источником большой радости для души усопшего. Вы говорите, что община многим обязана покойному Реб Меиру. Если — благодаря ему и в память о нём — кто-то из членов общины примет на себя новые обязанности по соблюдению заповедей, это будет настоящим подарком для его души. Теперь это единственный способ выразить ему свою признательность.
С уважением, Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
Что рассказал Раби Йоханану бен-Закай человек, собиравший дрова?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Бенцион Зильбер
Мы действительно получаем нечистоту, посетив кладбище, туалет и т.п.? И омовение рук снимает нечистоту? Или это просто ритуал?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Траур по умершему родственнику»
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Мордехай Свердлов
Рав Реувен Куклин
Я видел трансляцию с мест захоронений евреев, где ортодоксальный хазан был одет в талес…
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Бенцион Зильбер
У меня погибла сестра...
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.