Темы: Рав Реувен Куклин, Ешива, Изучение Торы, Заработок, Заслуги
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСлышал, что в Талмуде написано, что нельзя играть в азартные игры по 2-м причинам. Воровство — первая причина, а вторая — что если все бы играли, то никто бы не занимался продуктивной деятельностью… Получается, всему миру учить Тору это тоже не идеал? В Пиркей авот есть 2 мнения: совмещать с ремеслом или весь день учиться… Получается, идеал для всех — это совмещать с ремеслом? Иначе никто не выращивает зерно, не строит дома и т.д. Яков
Уважаемый Яков,
Нет более продуктивной деятельности, чем изучение Торы. Изучением Торы еврей строит высокие духовные миры, благодаря которым к людям приходит благо. Более того, весь мир существует только благодаря изучению Торы, и без изучения Торы его существование было бы невозможно. Сказано в книге Зоар (глава Ваешев, лист 185а): «Всё стоит на Торе, и мир не может существовать без Торы, поскольку от неё зависит существование всех миров, высших и низших, как сказано (Ирмиягу 33, 25): Так сказал Г-сподь: если бы не союз Мой со днём и с ночью (имеется в виду изучение Торы), не установил Я законов неба и земли». Раби Хаим из Воложина в своей знаменитой книге Нэфеш а-Хаим (1, 16) говорит, что если бы во всём мире не было ни одного человека, изучающего Тору или размышляющего о её словах, то, без сомнения, мир бы перестал бы существовать и превратился в ничто. Именно поэтому мудрецы, изучающие Тору, названы в трактате Брахот (64а) «строителями мира».
В трактате Бава Батра (7 б) сказано, что мудрецы изучением Торы оберегают город от врагов и поэтому не обязаны платить налоги на охрану города (например, на строительство городской стены, на стражу и т.п.). И таково постановление Шулхан Аруха (Йорэ Дэа 243, 2).
Каждый еврей должен понимать и осознавать эту великую заслугу мудрецов, изучающих Тору. Это знание является фундаментальным в еврейском мировоззрении. Талмуд в трактате Санедрин (99 б) приравнивает тех, кто говорит: «Чем помогают нам мудрецы Торы? Они учат для себя…», к апикорэсу (неверующему).
Как Вы упоминаете, в трактате Пиркей Авот (2, 2) сказано, что важно сочетать изучение Торы с работой. Это никак не означает, что изучение Торы не является продуктивной деятельностью. Предписание исходит из того, что если изучающий Тору не будет работать, у него не будет достаточно средств, чтобы себя содержать, и ему придётся, в конце концов, оставить изучение Торы. Подобное сказано в другом месте в Пиркей Авот (3,17): «Если нет муки, нет Торы». Однако, несомненно: если у еврея есть достаточно средств, чтобы себя содержать, предпочтительно посвятить себя полностью изучению Торы. О таком человеке сказано в Талмуде (трактат Шабат 11а) торато умануто — «Его (изучение) Торы — его ремесло». Духовный уровень такого человека особенно высок. Он даже освобождён от обязанности ежедневной молитвы, чтобы не приходилось прерывать изучение Торы. Наши мудрецы всегда молились о том, чтобы достичь такого уровня (трактат Брахот 16 б).
Хотя путь, предпочтительный для большинства людей, у которых нет достаточно средств, — сочетать изучение Торы с работой, существуют избранные праведники, которые могут положиться на Творца (Он даст им достаточное пропитание) и полностью посвятить себя изучению Торы, как сказано в книге Нэфеш а-Хаим (1, 9).
Рамбам говорит о таких людях (Илхот шмита вэ-йовэль 13, 13): «Не только колено Леви, но любой из обитателей мира, чей дух побудит его… предстать перед Б-гом, чтобы служить Ему и познать Б-га, снимая с шеи ярмо многих подсчетов, к которым люди стремятся, освящается, как Святая Святых. Б-г будет его уделом и наследием навсегда и обеспечит то, что является достаточным для него в этом мире, как Он предусматривает для коэнов и левитов».
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Изучать Тору целый день? Или совмещать изучение Торы с работой?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Сытин
Когда начинается утро в Берлине?
Браха Губерман
Когда в наше время говорят о ешиве, думают действительно об организованном заведении, предлагающем комплексную программу, задуманную создателями крупнейшей ешивы Воложина в начале ХIХ века: конечно же, это место, где учатся, но студенты там также спят и едят и получают в этой обстановке воспитание и образование.
Рав Бенцион Зильбер
Отвыкнуть от привычного нарушения невероятно трудно, и величина усилия, необходимого для искоренения привычки, соответствует величине нарушения…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Яков Шуб
Настоять на отпуске?
Хава Куперман,
из цикла «Уроки еврейской истории»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.