Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли в субботу заклеить памперс перед тем, как выбросить?

Темы: Суббота, 39 мелахот, Яков Шуб

Отложить Отложено

Можно ли в субботу заклеивать памперс после использования перед выбрасыванием в помойку?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Ответ на него зависит от того, из какого материала сделаны застежки, см. ниже.

Рамбам (10:11) говорит, что в субботу склеивать бумагу запрещено, т.к. это является производной работой (толада) от «шитья», одной из 39 работ, запрещенных в субботу. Этот закон приводится и в Шулхан Арухе (340:14). Запрет распространяется и на склеивание клейкой лентой.

Соответственно, если застежки памперса сделаны из клейкой ленты, их нельзя закрывать, прежде чем выбросить. Правда, существует мнение, что сшивать и склеивать вещи на время разрешено, подобно тому, как разрешено завязывать узлы на короткое время и развязывать их. Поэтому можно было бы подумать, что поскольку человек заинтересован в том, чтобы памперс был заклеен только пока его не выбросят, соединение можно назвать временным. Но в данном случае невозможно полагаться на это мнение. Дело в том, во-первых, что некоторые галахические авторитеты оспаривают его, и, во-вторых, поскольку человек не собирается «разъединять» соединение, оно считается постоянным, что запрещено по всем мнениям (Орхот Шабат 11:36).

Пример такого запрета мы встречаем в законах лулава. Там сказано, что запрещено завязывать узел на лулаве в субботу и Йом Тов. Раши (Сукка 33 б) разъясняет данный закон и говорит, что хотя человек пользуется этим узлом только в течение семи дней, узел называется постоянным, поскольку его не собираются развязывать.

Однако существуют соединения, которые в принципе не являются шитьем или склеиванием. Например, застёгивание на пуговицы. Причина: изначально сама форма этого соединения говорит о том, что оно предназначено для постоянного «разъединения». Как, например, дверь. Поэтому части одежды, которые соединены пуговицами, никогда не считаются одним целым, даже если их не собираются расстегивать. Они рассматриваются как предметы туалета, соединённые посредством пуговиц. К таким соединениям относятся также молния, кнопки и липучка (соединение из ворсистой ткани с одной стороны и маленьких крючков с другой стороны, скотч). Соответственно, такие соединения разрешены, даже если части соединяют на долгое время (Шмират Шабат кэ-Илхата 15, прим 232).

Получается, что если памперс на липучках, его можно заклеивать даже перед тем, как выбросить.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Царица Суббота

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.