Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Тора относится к таким людям, как Ванга и Нострадамус?

Темы: Предсказание, Пророчество, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Хотел спросить, как Тора относится к таким людям, как Вольф Мессинг, Нострадамус и Ванга. Даниил

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Даниил!

Прежде всего, отметим, что, говоря об отношении к людям, желательно проявить осторожность. Мы стараемся отделять отношение к людям от отношения к тому, что они делают. Хотя, в конечном счете, суть человека определяют его поступки, надо учитывать, что человек мог вырасти в неблагоприятной среде, получить неверное воспитание, в конце концов, он мог стать жертвой обмана. И, возможно, его неверное поведение является следствием всего этого, а не его дурной сути. Не всегда и не всем дано разобраться, что именно является истинным лицом человека, а что — маской.

Общее между упомянутыми Вами людьми то, что их принято считать «предсказателями». Я специально написал именно так, поскольку лично не видел ни одного документа, который содержал бы то или иное «пророчество» и был опубликован до исполнения оного. Лишь при наличии таких документов (или устных свидетельств от надежных людей о том, что они слышали лично) можно всерьез рассматривать эту тему[1]. (Я не имею в виду, что априори не признаю возможности таких явлений, как будет показано ниже).

Однако допустим, что такие свидетельства существуют и можно доказать, что кто-то из этих людей предсказал какое-то событие. В этом случае мы лишь можем предположить, что это было либо следствием контакта предсказателя с духовной нечистотой, либо, что более вероятно в наше время, следствием некоторого психического нарушения. Дело в том, что настоящее пророчество — способность общаться с Творцом напрямую, покинуло народы мира уже давно, последним таким человеком был печально известный Билам (Валаам). Со времени Второго Храма евреи также утратили эту способность[2], и с тех пор нет человека, который мог бы претендовать на звание пророка. Однако, согласно комментарию Мааршо, с помощью демонов люди способны увидеть вещи, недоступные остальным, и это именно то, что «осеняет» иногда сумасшедших и детей. При этом возможно, что люди вполне здравые обладают повышенной интуицией, но тогда их слова обычно не столь конкретны.

Недавно я слышал от человека о ком-то, кто предсказал цунами в Японии, и рассказчик утверждал, что слышал слова предсказателя собственными ушами до того, как это случилось. Не сомневаясь в словах честного человека, посмею заметить, что возможно, Всевышний не прекращает испытывать нас, наделяя некоторых людей паранормальными способностями. Испытание состоит в том, что наличие таких людей, с одной стороны, кого-то может пробудить от «спячки», приведя к мысли, что все же «есть что-то вне материи». Но, с другой стороны, есть опасность заменить понятия о Всевышнем и Его Торе этим абстрактным «чем-то», так как, кроме восхищения и удивления, эти явления не требует от людей ничего.

Здесь стоит отметить, что распространение христианства и ислама способствовало тому, что все люди ознакомились, в той или иной степени, с основами Торы и с идеей конечного избавления. Об этом писал и Рамбам в Законах Царей (см. в конце). Возможно, и явления, о которых Вы пишете (опять же, в тех случаях, когда не являются шарлатанством), играют свою положительную роль в качестве «противовеса» атеизму.

В заключение несколько слов о том, что описано в наших книгах. Там не раз упоминается остаточное (после пророчества) явление, именуемое руаха-кодэш. Этот уровень, возможно, и в наше время доступен людям, достигшим великой мудрости и высокого степени чистоты и святости души. Так, на границе между глубоким логическим анализом ситуации и интуицией, мудрецы способны видеть то, что недоступно простым людям. Однако они никогда не занимаются «предсказаниями» будущего, ведь сказано: «…будь прям перед Всевышним» (Дварим 18:13) — нам следует беспокоиться не о том, что будет, ибо это не в нашей власти, а о том, как правильно поступать в жизни. Когда же то, что случится в будущем, имеет значение для нас, они говорят об этом — так, известно, что Хафец Хаим предвидел не только Катастрофу, но и последующее возрождение очага Торы в Земле Израиля. Многие не понимали, на что рассчитывал его ученик, известный как Поневежер Рав, когда строил невероятных размеров здание для будущей ешивы в Бней-Браке. Откуда возьмется такое количество учеников? Однако рав помнил, как его учитель привел ему стих: «…а убежище будет на горе Цион» (Овадья, 1:17). Сегодня — это одна из самых прославленных ешив Израиля, Ешиват Поневеж.

С уважением, Овадья Климовский


[1] По поводу нашего современника Мессинга опубликовано достаточно много серьезных разоблачительных материалов, позволяющих, мягко говоря, усомниться в истинности рассказов о его даре внушения и ясновидения.

[2] В трактате Бава Батра (12б) сказано: «Со времени разрушения Первого Храма пророчество ушло и было отдано сумасшедшим и детям». А пророки, жившие в начале эпохи Второго Храма, были лишь «остатком» тех, кто получил пророчество еще во времена Первого. Поясняют мудрецы: что Всевышний не сделал духовные мира непроницаемыми для нас, сохранил возможность проникать в них и узнавать что-либо — скорее, люди утратили необходимые для этого душевные качества. См. комментарий Мааршо, который объясняет, что теперь контакт с духовными мирами для получения конкретной информации возможен лишь с помощью шедим — демонов.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.