Темы: Моше, Свобода выбора, Пророчество, Дарование Торы, Письменная Тора, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Ребе, Шалом! Меня мучает вопрос, если Моше Рабейну дана Тора, Хумаш (600 000 символов) полностью, значит Моше (Заль) читал строки, где сказано о его смерти, и значит он знал, что при Кадеше в пустыне Цин неправильно поступит? Р.
Шалом, уважаемый Р.!
Этот вопрос мучил не только Вас, но и наших мудрецов — как Моше мог записать слова о собственной смерти? Традиция донесла до нас два ответа: некоторые мудрецы считали, что последние 8 фраз Торы, где идет речь о смерти Моше, записал Йеошуа. Однако это противоречит постулату, что Моше получил всю Тору. Поэтому мудрецы объяснили так: слова эти записал сам Моше-рабейну, но бэ-дэма — это слово можно понимать как «сквозь слезы». Незадолго до смерти Моше мог узнать о ней заранее. Другое понимание этого слова — «вперемешку». Это означает, что эти строчки Моше писал таким образом, что их невозможно было прочитать, пока Йеошуа не разделил их на слова.
Вы также совершенно справедливо заметили, что и о собственных поступках Моше не мог знать заранее. Тора, которую он получил на горе Синай, была устной, и основным занятием Моше в течение сорока лет скитаний по пустыне было разъяснение ее Законов всему народу. О том же, когда была записана Тора Письменная, существует два мнения — или постепенно, в течение сорока лет, или в самом конце, незадолго до смерти Моше. В любом случае, Всевышний не лишал Моше свободы выбора.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Натан Агрес
Или она была переведена на человеческий язык?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Ефим Свирский
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.