Темы: Суббота, Мишна, Рав Бенцион Зильбер, Варка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня вопрос по Мишне, Масехет Шабат, перек гимель, 3-я мишна. Там в конце мишны говорится про антихи и мульяр. Вопрос по поводу антихи. Если пить воду из антихи нельзя, даже если выгребли угли до наступления шабата, а если согрели воду до шабата, а в шабат он просто продолжает стоять на огне, чтобы не остыть, то в шабат можно пить воду из него? Проясните этот вопрос, пожалуйста. Спасибо. Евгений, Ташкент
Уважаемый Евгений!
О Вашем вопросе. Мишна говорит, что из мульяр можно пить в субботу, а из антихи нельзя. Конструкция антихи подразумевает две полости: в нижней находятся угли, в верхней — вода. Написано, что из антихи нельзя пить, даже если убрали угли.
Вы задаёте интересный вопрос. По мнению Раши, нельзя пользоваться водой из антихи, даже если из неё убрали угли ещё до наступления субботы. Вопрос — почему? Ведь в предыдущих мишнаёт написано, что если еда сварена, если печь груфа (т.е. из неё убрали угли) или ктума (на угли посыпали пепел), еду можно оставлять на печи (например, на печке танур).
По мнению Хананьи, даже если еда сварена частично — маахаль бен-Друсай — и даже если не убрали угли, еду можно оставлять на огне. Так почему же запрещено пользоваться водой из антихи? Как объясняют по Раши, в антихи сохраняется много жара. Это уже похоже на атмана — заворачивание (кастрюли), которое добавляет жар.
Чем это отличается от ситуации, когда кастрюлю ставят в пятницу на печь? Ведь печь тоже добавляет жар? Когда кастрюля стоит на печи, то печь — отдельно, а кастрюля — отдельно, они не соединены друг с другом. Это не похоже на заворачивание кастрюли. Если же жар (угли) находится в самой кастрюле, это похоже на заворачивание. Поэтому запрещено пить воду из антихи, даже если в ней оставили воду в пятницу и даже если убрали угли.
По мнению Тосафот (они как раз задают вопрос, чем отличается ситуация с антихи от ситуации, когда еду или воду оставляют на печке), пользоваться водой из антихи можно. Нельзя лить эту горячую воду из антихи в холодное вино. Вода в антихи достаточно горячая (и это может сварить вино).
С уважением, Бен-Цион Зильбер
Читайте: Шаббат — Еврейская Суббота
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Устная Тора
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
В каких случаях кошерные продукты впитывают некошерный вкус?
Рав Бенцион Зильбер
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Моше Пантелят
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.