Темы: Наказание, Моше, Обрезание, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемій рав. Прошу разъяснить действие Ципоры и ее слова в Шмот гл. 4 ст. 24—26. Булак Зухра, Свалява, Украина
Здравствуйте!
Талмуд (Нэдарим 31) сообщает, что Моше по своим соображениям задержал обрезание сына, когда семья направлялась в Египет. Всевышний особым образом дал ему знать, что промедление недопустимо: ангел в образе змея сделал вид, что хочет проглотить Моше. Ципора правильно поняла происходящее, схватила острый камень и сделала сыну обрезание. Положив ребенка перед мужем, Ципора произнесла: Ки хатан дамим ата ли («жених крови ты мне»). Ангел немедленно оставил Моше, а жена, радуясь, повторила: Хатан дамим ла-мулот («жених крови — по обрезанию»). Комментаторы разошлись во мнениях, к кому были обращены ее слова (хотя общий смысл их по всем мнениям таков: Моше чуть не погиб из-за того, что отложил обрезание сына). По мнению Раши, слова относились к ребенку, который не мог их понять; точнее, Ципора обращалась к ребёнку, но говорила для себя и мужа, переживая из-за того, что её муж (она его называет с любовью — хатан, «жених») мог погибнуть из-за того, что не обрезал сына вовремя. Рашбам объясняет, что Ципора сказала сыну: «Из-за того, что ты теперь обрезан, мой муж останется жив». По другим мнениям (Сфорно), ее слова были обращены к мужу, она напоминала ему что, ещё будучи женихом, он условился с ней, что сыновей они будут обрезать. Так Ципора хотела напомнить ангелу о том, что заслуга этого обрезания принадлежит Моше, хоть она и сделала его сама. Из перевода Йонатана бен Узиэля следует почти противоположное: Ципора упрекает Моше за то, что он задержал обрезание — как будто послушался запрета ее отца. Из Талмуда мы знаем, однако, что у Моше и в мыслях не было отменить Союз с Б-гом для своего сына. Он просто неверно оценил обстановку — решил сначала устроить семью на ночлег, а обрезание отложить до того момента, когда они окажутся в более благоприятных для этого условиях.
Почему Ципора повторила свои слова? До того, как ангел оставил Моше, она не была уверена, что несделанное обрезание — единственная причина происходящего. Но как только змей исчез, Ципора справедливо заключила, что всё дело было в обрезании, и сказала: все было из-за обрезания — ла-мулот.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Книга Шмот с комментариями
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
Почему обрезание младенцу делают именно на восьмой день?
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.