Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тора, с которой Б-г творил мир, и Тора, которая была дана Моше, — одинаковы?

Темы: Сотворение мира, Моше, Дарование Торы, Еврейский закон, Устная Тора, Синай, Письменная Тора

Отложить Отложено

Тора, которая была конспектом для Ашема (Всевышнего) при создании мира, и та, которая была дана Моше, одинаковы? Я думаю, что Тора одна для всего существующего. С уважением, Ефим

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Ефим!

Ответ на Ваш вопрос, думается, зависит от того, в каком смысле мы говорим, что Тора «одна».

По сущности, по духу — в принципе да.

По конкретной форме, особенно физически — тут можно порассуждать.

Начиная с того, что даже Тора, данная Моше — это не совсем та Тора, которая у нас есть сегодня.

Как так?

Очень просто. Ведь в нашей сегодняшней Торе описаны все события, произошедшие после того, как Моше получил эту Тору, включая и смерть самого Моше. Мог он это получить еще тогда, на Синае? Нет, не мог. Если бы знал будущее, вся его деятельность теряла бы смысл: зачем стараться, если уже в любом случае известно, что случится. Зачем молиться Б-гу, просить позволения войти в Землю Израиля, если в Торе уже написано, что оно не будет дано?

Так что та Тора — ее письменная форма, которая сейчас есть у нас, — создавалась тогда «в режиме реального времени».

А что же Моше получил на Синае?

Законы Торы. Огромная часть которых в любом случае записана в Письменной Торе лишь частично или вообще только намеками и передавалась как Устная Традиция от наставника к ученику многие поколения. Пока не была записана в форме Мишны, а затем и Гемары — Талмуда уже полторы тысячи лет спустя. А там прибавились еще и комментарии. Раши[i] и Тосафот[ii], и подобные им стандартные сопроводительные комментарии к Торе и Талмуду были написаны уже сравнительно недавно — «всего лишь» тысячу лет назад, а то и меньше.

Да и это не конец. За ними последовали и другие комментарии, были также созданы и своды практических законов: «Яд Хазака» Рамбама[iii], «Шульхан Арух»[iv] рава Йосефа Каро, «Мишна Брура»[v] Хафец Хаима и др.

А продолжается этот процесс по сей день! Люди изучают Тору, анализируют, записывают — а ведь «анализ (законодательной и повествовательной частей Торы, который проведет в будущем) каждый ученик, был уже передан Моше на Синае» (Иерусалимский Талмуд, Пеа 2:4). Либо сам анализ-исследование, либо его корень.

Кстати, даже сам шрифт, которым была записана Тора при даровании, является предметом обсуждения. И есть мнение, что изначально Тора была написана шрифтом иври, а потом ее стали писать шрифтом ашури.

Ну, а до дарования Тора, еще на Небесах, была написана «черным огнем по белому огню» (Шкалим 16 б). Что это значит и как выглядит, нам, разумеется, понять сложно. (Хотя, конечно, само это определение содержит свои смыслы и посылы, которые исследуются в многочисленных толкованиях и исследованиях).

Одно ясно: «физическая» форма Торы до ее дарования была другой. Да и не могла она быть той же в мире, который по определению — духовный, а не физический. Но и конкретные слова Торы были другими.

Только суть, сущность та же. Механизмы, принципы, ценности. Вот по этим механизмам и был спланирован и построен мир.

Впрочем, и здесь можно сказать: чертеж здания и само здание — это одно и то же? И да, и нет. Чертеж — на бумаге, маленький. Здание — из камней или кирпичей, большое. Другой размер, другая форма, другие строительные материалы. Но та же структура, та же суть.

Или если сравнивать с ДНК: в ней будущий человек именно «закодирован», это «код», который всё-таки не выглядит и не построен так же, как тот человек.

Вот и Тора так. Вы, собственно, и сами пишете: конспект. Правильно! И конспект — по определению — не само «оно», а только условные обозначения. И как именно мир был создан по этому конспекту — во многом Одному Б-гу известно, в самом буквальном смысле.

А мы можем удовлетвориться тем, что у нас есть и мы изучаем такую особую Тору, посредством которой был — ни много ни мало — сотворен Б-гом весь мир. Какая же крутизна — иметь такую Тору! Иметь возможность, насколько нам это дано, изучать и постигать те самые ее принципы и механизмы. Займемся же!

С уважением, Меир Мучник


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

[ii] «Тосафот» — буквально означает «дополнения». Под этим названием объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

[iii] «Яд Хазака» или «Мишнэ Тора» — всеобъемлющий кодекс еврейских законов и постановлений, составленный Рамбамом (раби Моше бар-Маймоном, Маймонидом, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейским мыслителем и законоучителем. Труд «Мишне Тора» состоит из 14 разделов, которые охватывают практически весь спектр тем в еврейском законодательстве.

[iv] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.

[v] Мишна Брура («Ясный Закон») — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.

Материалы по теме


Глава «Эмор» рассматривает законы святости коэнов, их службы в Храме, а также законы праздничных дней. Читать дальше