Темы: Гнев, Психология, Ашер Кушнир, Рав Ашер Кушнир
У нас растут сын и дочь. Мы с мужем стараемся уделить им много внимания, читаем специальную литературу, размышляем над ней. Все хорошо, но когда дело доходит до конкретной ситуации, терпение лопается. Мы нервно реагируем, кричим, а после этого сожалеем. Как с этим бороться? Белла К., Иерусалим.
Гнев — один из основных человеческих недостатков. Принципиально, человек способен научиться быть сдержанным и побеждать свой гнев. Но это тема для отдельного и подробного рассмотрения. Поэтому ограничусь, на первый взгляд, неожиданным, но после пристального рассмотрения понятным и полезным советом. Для понимания нарисуем две ситуации:
В чем причина разных реакций? Тут не мое, а тут мое. Когда не мое, я могу трезво оценить ситуацию. Когда мое — могу потерять рассудок. Когда чужой ребенок ходит с насморком, это неприятно, но мы можем реагировать спокойно, вытерев ему нос. Когда мой — меня это бесит: как так, почему мой ребенок выглядит так неопрятно…
Итак, простой совет: не смотреть на ребенка, как на наше безраздельное имущество. Тогда вся система эмоциональных реакций на его поведение может измениться. Мы будем способны более хладнокровно оценить ситуацию и рационально применить наши педагогические знания!
Проблема только в том, что эта идея — попытаться представить себе, что ребенок не наш — воспринимается с трудом. У большинства родителей подспудно существует ощущение, что дети — это их личное неотъемлемое имущество, приобретенное навечно в роддоме. К сожалению, таким же это отношение остается и тогда, когда дети вырастают и становятся взрослыми. Молодые люди начинают искать свой путь в жизни, а родители порой в отчаянии «топчут» их, боясь потерять над ними полный контроль. Подобное случается и после свадьбы. К сожалению, немногочисленны родители, обладающиe достаточной мудростью, чтобы не вмешиваться и не опекать молодых супругов, давая им возможность построить свой дом…
Еврейский же взгляд на детей, как впрочем, и на все остальное, в корне иной. Дети — не наша собственность, они не наши игрушки, рабы, подчиненные! Дети не наши! В этом мире, в принципе, мы ничем не обладаем в полном понимании этого слова. Что наше? Жена? Уйдет с другим! Имущество? Могут ограбить или может сгореть! Машина? Авария! Дом? Землетрясение! Страховка? Страховая компания обанкротилась! Жизнь? …! И тогда подумает человек, по крайней мере, ребенок мой; на веки вечные я ему отец, мать… И тут говорит Тора: и это не ваше!
Родители участвуют только в сотворении тела, а основное — Душа — от Творца! То есть, душа ребенку не нами дана, она — не наша, значит, и ребенок не принадлежит нам. И только Творец выбирает нас для великой миссии быть родителями, возлагая на нас колоссальную ответственность, в первую очередь — за чистоту души, а во вторую — за здоровья тела. С рождением ребенка родители получают его душу не как подарок, а как драгоценный залог на хранение, обязуясь оберегать от всего, что может повредить ей!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.