Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что было сотворено раньше: душа или тело?

Темы: Душа, Духовность, Кровь, Животные

Отложить Отложено

Шалом. Что было сотворено раньше: душа или тело? Наталия

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, Наталия!

Спасибо, что обратились к нам.

Прежде, чем ответить на Ваш вопрос, отметим: говоря о душе, мы различаем две ее составляющие, которые кардинально отличаются друг от друга. А именно: Б-жественная душа и животная душа. И хотя Рамбам[i] считал, что душа одна, построим ответ в соответствии с мнением каббалистов, рассматривающих эти две ее составляющие по отдельности, так как это мнение, на мой взгляд, более распространено в наших книгах.

Очень коротко: животная душа облекается в кровь человека и «оживляет» его тело, как сказано: «Потому что душа тела — в крови…» (Ваикра 17:11). То есть, она отвечает за функционирование организма. Подобная душа есть и у животных.

Б-жественная душа — это то, о чем сказано: «А какая же доля свыше (дана мне) Б-гом?..» (Йиов 31:2). Можно перевести и как «частица (безграничной сущности) Б-га». Об этом также сказано: «и вдунул в ноздри его дыхание жизни» (Берешит 2:7). Благодаря этой душе человек получает духовное измерение, способность «прилепиться» к воле Творца.

Животная душа является еще и промежуточным звеном между двумя противоположностями: материальным телом и духовной Б-жественной душой. Б-жественная душа облачается в животную душу, а та уже облачается в кровь, и так достигается чудесное соединение Б-жественной души с телом.

Теперь обратимся к описанию шестого дня Творения (Берешит 1:24-27): «И сказал Б-г: да произведет земля существа живые (“нэфеш хая”, буквально “душу живую” — נפש חיה) по роду их, и скот, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Б-г зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Б-г, что хорошо. И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да властвуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жьему сотворил его; мужчину и женщину — сотворил Он их».

Кроме того, далее Тора снова упоминает сотворение человека, и добавляет еще одну деталь (Берешит 2:7): «И создал (сформировал — וייצר) Господь Б-г человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни (“нишмат хаим”, буквально “душу жизни” — נשמת חיים), и стал человек существом живым».

Итак, когда речь идет о создании животных, сказано, что земля произвела «душу живую». Когда речь идет о создании человека, сказано, что Всевышний вдохнул в него «душу жизни». При этом, когда Тора говорит о душе животных, она использует слово «нэфеш», так обычно называют животную душу. А когда Тора говорит о душе жизни, которую Всевышний вдохнул в человека, она использует слово «нэшама», как принято называть душу Б-жественную.

Объяснение этому мы находим в комментарии Рамбана[ii] (к Берешит 1:26). Он пишет, что стих «да произведет земля душу живую» говорит о сотворении всех животных душ, как душ животных, так и животной души человека: они были сотворены вместе.

Затем Творец создал им тела, сначала — животным (об этом говорит стих «И создал Б-г зверей земных по роду их, и скот по роду его…»), затем — человеку, и соединил души с телами. А потом уже вдохнул в человека и возвышенную, то есть Б-жественную, душу, как сказано: «и вдунул в ноздри его душу жизни».

Рамбан не пишет, когда была создана Б-жественная душа. Но поскольку о ней сказано «частица (безграничной сущности) Б-га», делаем вывод, что она была создана (точнее будет сказать «эманирована») раньше всего.

Можно добавить: комментаторы обращают внимание, что «создадим человека» сказано во множественном числе. Неужели у Творца были партнеры при создании человека? Есть несколько ответов на этот вопрос, но это отдельная тема. Я же только хотел отметить, что Рамбан отвечает на этот вопрос, обращаясь к проблеме создания тела и души.

Он пишет: «“Создадим человека” — земля произведет тело из своих основ — так, как она сделала это при создании зверей и скота, как сказано “И сформировал Г-сподь Б-г человека из праха земного”, а Он, Благословенный, вдохнет дух из Возвышенных Уст, как сказано: “ и вдунул в ноздри его душу жизни”».

Из того, что душа была создана раньше тела, следует, что она является главной составляющей человека, а тело — вспомогательной. Причем речь идет именно о Б-жественной душе, а животная рассматривается как часть тела. Важно помнить об этом, чтобы правильно расставлять жизненные приоритеты, чего нам всем и желаю.

С уважением, Менахем Эпель


[i] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.