Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Законы о ритуальной нечистоте — стандарт, соответствующий и Торе, и медицинскому протоколу?

Темы: Тора и наука, Здоровье, Святость, Тума, Коронавирус

Отложить Отложено

Согласно последним сообщениям, коронавирус обладает удивительной выживаемостью на поверхностях: на картоне — 1 день, на металле — 3 дня, на пластике — 2-3 дня, на одежде и того больше.

Выходит, современная жизнь должна происходить, примерно, как при Храме, когда мы соблюдали законы ритуальной чистоты. Мытье и стирка могут рассматриваться как очищение. Ведь теперь опасно даже зайти в дом с улицы, не снимать уличную одежду, садиться есть, и т.д.

Возможно, чтоб раввинат установил подобные правила, касающиеся прикосновения к поверхностям, к рукам — шнийот ле-тума («предметы, прикасавшиеся к тому, что нечисто»), и т.д.? Должен же быть какой-то стандарт, соответствующий и Торе, и медицинскому протоколу? Спасибо.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Коронавирус, действительно, заставил весь мир гораздо больше думать и заботиться о чистоте.

Но, что касается проведения параллелей с ритуальной нечистотой и соответствующими законами, представляется, что не так всё просто.

Во-первых, законы ритуальной чистоты — как, впрочем, и все законы Торы — были установлены либо самой Торой, либо мудрецами прошлых эпох — вплоть до того времени, когда был записан Талмуд (первая половина 1-го тысячелетия до н. э.). Мудрецы позднейших эпох ощущали, что уже не находятся на таком уровне, чтобы вводить целые системы законов, такие, как о разных степенях ритуальной нечистоты. Они чувствовали, что у них уже иные силы и полномочия, при которых можно издавать определенные постановления или вводить ограничения, но не на прежнем уровне.

А во-вторых, представляется, что ритуальная чистота не обязательно настолько подобна физической, чтобы можно было так просто проводить между ними параллели.

Сам термин «ритуальная нечистота» — на самом деле не очень точный перевод слова тума. А «чистота» — соответственно, перевод антонима, слова таара. Ведь есть и другое слово, которое часто используется как антоним «нечистоты»: кдуша — «святость». Например, как сообщают мудрецы, в египетском изгнании евреи опустились на 49-й уровень «нечистоты» (тума), а после Исхода поднялись на 49 уровней святости (кдуша).

Что такое «святость»? Строго говоря, отделённость от всего остального и посвящённость чему-то одному. Так, во время бракосочетания женщина мекудэшет — «посвящается» мужу: она разрешена только ему — и никому другому. При этом она необязательно «лучше» или «чище» других женщин. В обиходной речи тоже «святое» — это то, что неприкосновенно. «Для него нет ничего святого» — он не остановится ни перед чем. Вот и обычная «святость» — посвящённость Б-гу.

И использование этого слова в качестве антонима «нечистоты» свидетельствует о том, что это «нечистота» связана с недостатком посвящённости Б-гу, близости к Нему.

И становится понятно, почему люди разных степеней «нечистоты» высылаются из еврейских станов, различных по уровню святости. Из самой святой и центральной части, «стана Шхины», высылаются люди, ставшие ритуально нечистыми вследствие прикосновения к умершему (тамэ мет). Из менее святой части — стана левитов — высылаются те, кто стал ритуально нечистым в результате истечения слизи (зав). И полностью за пределы стана — даже из наименее святой части, «стана Израиля», то есть остальных колен, — высылаются те, кто стал ритуально нечистым из-за поразившей их язвы цараат (мецора). Т. к. состояние ритуальной нечистоты противопоставлено святости и близости к Б-гу.

При этом необходимо подчеркнуть: состояние ритуальной нечистоты необязательно означает, что человек в чем-то провинился. Так, любой может стать нечистым в результате прикосновения к умершему. Тем более что эта нечистота «прилипает», даже если человек не прикасался к мертвому, а просто находился с ним под одной крышей.

В этом плане «ритуальная нечистота», скорее, в самом деле походит на физическую: тот, кто запачкался, не обязательно в чем-то виноват, но, тем не менее, не должен находиться в «чистом» месте. Его состояние несовместимо с природой этого места. А также немного похоже на «болезнь», которая тоже не позволяет ему находиться в тех или иных местах.

В принципе, он может быть достоин того, чтобы окунуться в атмосферу Храма и так по-особому сблизиться с Б-гом, забыв обо всем на свете. Но нынешнее состояние не позволяет ему этого сделать. Как сейчас многие евреи, даже самые праведные, не могут пойти в синагогу из-за коронавируса и вынуждены сидеть дома, где бывает труднее сосредоточиться на молитве и служении, где человек вынужден отвлекаться на другие дела. И получается неполная «посвящённость» Б-гу, пусть и не по вине человека.

Так что это тонкое и непростое дело.

Что касается упомянутых Вами степеней «нечистоты» типа шени лэ-тума (см. ниже), то действительно «нечистота» — самый близкий и относительно удобный термин, позволяющий нам хоть как-то обозначать и понимать эти уровни.

Эта система такова: тот, кто становится «нечистым» вследствие собственного состояния, например, как мы упоминали, человек со слизистыми выделениями (зав) или пораженный язвой цараат (мецора), называется ав а-тума — «отец нечистоты». То есть, ее источник. Тот, кто к нему прикоснулся, — уже ришон лэ-тума — «первый [по отношению] к нечистоте». То есть первый в цепочке передачи нечистоты; он прикоснулся к самому ее источнику. Тот, кто, в свою очередь, прикоснулся к ришон лэ-тума — уже шени лэ-тума, второй в цепочке передачи, и так далее.

В качестве иллюстрации вполне подойдет физическая грязь, если представить себе, что «источник» покрыт толстым ее слоем: тот, кто к нему «приложился», тоже покрывается слоем, но уже не таким толстым, второй в цепочке — еще более тонким слоем и т. д.

Но при этом, во-первых, вовсе не всё, что прикоснется к носителю «нечистоты», одинаковым образом ее примет. Так, «первым [по отношению] к нечистоте» может стать человек или предмет, имеющий статус кели. (Кели — само по себе непростое понятие, слово это буквально означает и «инструмент», и «посуду», да еще и одежду, и всё это — при определенных условиях, о которых отдельный разговор). Но «второй [по отношению] к нечистоте» может стать уже только еда и определенные жидкости. «Слой грязи», вроде бы, тот же, а нечистоту одни предметы принимают, а другие нет.

Теперь сюда снова примешивается «святость»: «третьей [по отношению] к нечистоте» может стать только еда, имеющая статус трумы, отданной коэну и разрешенной только ему, и поэтому обладающая определенным уровнем святости. А «четвертой» — только еда, имеющая статус кодеш — еще более святая часть жертвоприношений. Здесь «более тонкие слои грязи» придают статус «нечистоты» только тем предметам, уровню святости которых они противопоставлены.

Получается, что «нечистота» — это еще не сама «грязь», а только статус, который она может придать — а может и не придать. Сложные тут законы — я и малой доли не упомянул.

Поэтому законы в отношении физической грязи или вирусов пришлось бы устанавливать по другим принципам, там свои реалии, что и как передается. Или — сохраняется на поверхности, как Вы упомянули в своем вопросе.

Ритуальная нечистота, например, однажды передавшись, сохраняется навсегда, а не исчезает с поверхности. В ряде случаев ее действительно можно удалить, окунувшись в микве — но это, опять же, бассейн ритуальный. Его вода не смывает нечистоту с «поверхности» того, кто в него погружается, а «снимает» ее с человека в целом, это не физическое действие.

Короче, тут действуют разные законы и принципы, и устанавливать систему, противодействующую передаче физической грязи или вирусов, пришлось бы совсем другую. Это лишь создало бы путаницу с уровнями ритуальной «нечистоты» и системой законов, противодействующей ее передаче.

Да и вообще — незачем нам создавать какую-то новую систему. О ритуальной нечистоте сказано в Торе, ею «занимаются» многие ее заповеди. А физическая грязь и вирусы — дело гигиены и медицины, и Торе достаточно повелеть нам: «И весьма оберегайте себя» (Дварим 4:15), что мудрецы толкуют как повеление тщательно оберегать человеческую жизнь, в т. ч. заботиться о здоровье. Это автоматически означает — выполнять все необходимые меры, которые диктуют реалии медицины. В том числе те, которые она предписывает сейчас.

И слава Б-гу, что всё это так просто, что не надо нам сейчас изучать целую новую систему законов, от выполнения которых зависит сама наша жизнь. Так что поблагодарим Б-га за это и продолжим соблюдать те простые правила, которые предписывают нам медики.

Да охранит Б-г нас всех от бушующей пандемии!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.