Темы: Аризаль, Первородный грех, Душа, Дарование Торы, Наслаждения, Авдала, Благословения, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Где-то слышал в лекции, что, когда мы вдыхаем какой-нибудь аромат, например, при благословении три раза, то это удовольствие не для тела, а для души. Почему говорят, что во время первого греха Адама не грешил только нос? Глаза грешили, рот грешил… Как можно через запахи удовлетворить душу? Владимир
Здравствуйте, Владимир!
Спасибо за интересные вопросы.
Действительно, так говорят наши мудрецы, благословенна их память, в Вавилонском Талмуде: «Сказал рав Зутра бар-Тувья: [так] сказал Рав: откуда мы делаем вывод, что следует произносить благословение на запах? Так сказано (Тэилим 150:6): “Всякая душа да восхвалит Б-га”. Что это за субстанция, от которой душа получает удовольствие, а тело — нет? Следует сказать, что это запах».
То есть, Талмуд как бы спрашивает: возможно, благословение следует произносить только на что-то существенное, например, на пищу и напитки, но не на запах, который «нематериален»? И в качестве ответа приводит стих из Тэилим, который говорит, что душа должна восхвалить Творца.
Мудрецы толкуют этот стих так: восхваление — это благословение, благодарность за полученное удовольствие. А поскольку в стихе упоминается только душа, без тела, выходит, что благодарить следует не только за удовольствия тела (еда, напитки), но и за удовольствие, которое получает только душа.
Далее Талмуд спрашивает: что это за удовольствия, которые доступны только душе? И отвечает: это запах. То есть в сравнении с удовольствием от пищи удовольствие от запаха — духовное. Наслаждение души, а не тела. Поэтому в святом языке запах обозначается словом «рэах», однокоренным со словом «руах» — дух.
Кроме того, о сотворении человека сказано (Берешит 2:7): «… и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек существом живым». То есть, душа была помещена в тело через ноздри. Об участии органов чувств в грехе Адама действительно говорится в наших книгах: нос остался в стороне. Как сказано: (Берешит 3:6): «И увидела (зрение) жена, что дерево это хорошо для еды … и взяла (осязание) от плодов его и ела (вкус)…» Слух тоже поучаствовал при разговоре со змеем. А обоняние воздержалось. И поэтому, когда в результате греха всё Творение стало более грубым и материальным, обоняние осталось на более высоком духовном уровне.
Развивая эту идею, автор книги «Шем ми-Шмуэль» отмечает: при получении Торы, которая является Древом жизни и ведет к исправлению греха Адама, должно было в первую очередь быть задействовано обоняние, которое не пострадало от греха, а затем уже — все остальные чувства. И действительно, Талмуд, рассказывая о даровании Торы, отмечает, что при каждом из Десяти речений Всевышнего аромат наполнял весь мир.
Напоследок уточним, что означает упомянутый Вами обычай вдыхать аромат три раза. Аризаль упоминает этот обычай, говоря об обряде Авдала на исходе субботы. Как известно, в это время уходит дополнительная душа, которая была с нами всю субботу. И чтобы успокоить душу, которая теряет сейчас свою часть, постановили мудрецы вдыхать аромат благовоний на исходе субботы, во время обряда Авдала. Обычай Аризаля был — вдыхать именно три раза, что соответствует трем аспектам раскрытия души: нэфеш, руах и нэшама.
И еще Аризаль сказал о запахах: как душа наслаждается приятными запахами, так она страдает от неприятных, которых поэтому следует избегать. Надеюсь, что приведенная информация поможет нам и такое, на первый взгляд, эфемерное чувство, как обоняние, сделать осмысленным и поставить на службу Творцу.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Процедура отделения субботы от следующего дня недели — авдала
Рав Реувен Куклин
Что говорит об этом Шивхей а-Ари?
Журнал «Мир Торы»
Грех первого человека — одно из самых грандиозных событий в истории человечества
Рав Ашер Кушнир
Не сочтите за неуважение, но иудеи «ДУХ СВЯТОЙ» никак не понимают.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Натан Агрес
Рав Берл Набутовский
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.