Темы: Менора, Ханукальные свечи, Ханука, Война, Ассимиляция, Чудеса
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМы зажигаем свечи в память о чуде с кувшинчиком масла. А как это напоминает о победе в войне?
Здравствуйте!
Праздник Ханука — самый «молодой» праздник еврейского календаря. Его постановили праздновать во втором веке до н. э., тогда, когда уже не было пророчества. В то время евреи пребывали в «фазе» духовного падения. И, заразившись новыми для них идеями греческой культуры, многие евреи стали на путь активной борьбы с «устаревшими идеями ортодоксального иудаизма». По сути, война, победу в которой мы празднуем в Хануку, — это война гражданская, война между евреями, верными своей религии, и эллинизированными «реформаторами».
Основа праздника Ханука — заповедь, установленная в память о чуде с маслом: зажигать ханукию в течение восьми дней. Каждый день мы добавляем по одной свече в память о том, что масло из маленького кувшинчика, которого должно было хватить только на один день, горело целых восемь дней.
Творец неспроста послал это чудо, хотя «необходимости» в этом чуде не было. Ведь ничего бы не произошло, если бы зажигание Меноры отложили еще на неделю, пока не изготовят новое масло! Но чудо с маслом — это не «просто» чудо, это — своеобразное послание Свыше, знак, что Творец одобряет действия Маккавеев на каждом этапе. Это в символической форме «сообщает» о причинах, заставивших Маккавеев поднять восстание, а также о духовных изменениях в еврейском народе, произошедших под властью греческой империи.
На первых этапах греческого владычества для «широких народных масс» необходимость борьбы с засильем греческой культуры была далеко не очевидна. Большинство не видело опасности в том, чтобы немного «разбавить окаменевший быт» евреев свежими идеями передовой цивилизации. В чем проблема — «добавить» в еврейскую культуру немного греческой эстетики и философии? Мало кто видел в этом духовную опасность. Но мудрецы видят далекую перспективу, и для них было очевидно, что увлечение греческой культурой впоследствии приведет к ассимиляции и исчезновению еврейского народа.
Поскольку большинство евреев уже пережили культурную трансформацию, Маккавеев поддержали далеко не все. Основная масса еврейской молодежи находилась где-то между «новым греком» и «старым евреем». Поэтому восстание Маккавеев не было встречено с энтузиазмом и далеко не многие присоединились к войску Йоханана.
Как известно, еврейский народ, если уж падает, то падает ниже всех, и самые агрессивные борцы с еврейской религией очень часто были еврейского происхождения (достаточно вспомнить «маскилим» — «просвещенцев», реформистов, Евсекцию).
Во времена, предшествующие событиям Хануки, было то же самое: «прогрессивная» молодёжь боролась с устоями прошлых поколений всеми возможными и невозможными способами. Это они побудили главу Селевкидов запретить евреям обрезание, освящение месяца и изучение Торы, ударив тем самым по самому сердцу еврейской жизни. Кто еще — кроме самих же евреев — мог знать, что именно на этом держится еврейская жизнь и, если разрушить эти три столпа, евреи будут уничтожены как нация?
Духовная неразбериха привела к тому, что многие евреи приняли сторону греков, иногда даже активно участвовали в борьбе с повстанцами. За время военных действий было пролито немало еврейской крови. И после победы в воздухе «повис» вопрос: а кто сказал, что Маккавеи поступили правильно? Может, Маккавеи виновны в том, что развязали ненужную войну?
Именно для этого и было послано чудо с Менорой: показать, что Творец полностью одобряет действия Маккавеев. Это чудо символически «передает» смысл событий: светильник в Храме символизирует свет Торы, который освещает весь мир. Именно этот свет греки хотели потушить — своими запретами изучать и соблюдать Тору. Греки хотели заменить еврейскую религию греческой культурой, и, к сожалению, это им во многом удалось: большая часть еврейской молодежи пошла за новыми веяниями.
Эту трагедию символизирует осквернённое оливковое масло: греки прикоснулись к нему, поэтому его нельзя было зажигать в Храме. Остался лишь один кувшинчик с печатью первосвященника — он символизирует ту небольшую горстку евреев во главе с первосвященником Йохананом, которые чудесным образом сохранили свою чистоту и смогли победить греческую тьму. И сохранили вечный огонь Меноры, который освящает весь мир светом Торы…
Вообще, для религиозных евреев война и победа в войне никогда не были самоцелью и идеалом. Для евреев война — это крайняя мера самообороны и защиты своей религиозной свободы. Именно притеснения религиозного характера подвигли Маккавеев поднять восстание. А не горечь национального унижения и стремление к независимости. Если бы греки не стали бороться с еврейской религией, никакого восстания бы не было. Т.е. Маккавеи восстали ради спасения Торы, а не ради освобождения от греческого владычества.
Именно поэтому праздник называется Хану-ка, что расшифровывается как «отдыхали 25 числа». Почему «отдыхали»? Надо было сказать «победили», что значит «отдыхали»? Но в этом и есть суть еврейской победы — радоваться не самой победе, а ее результату: тому, что теперь можно спокойно соблюдать Тору. Все народы радуются победе и падению врага. А желание евреев — только спокойно жить, имея возможность соблюдать заповеди и учить Тору. Поэтому победа Маккавеев не является центральной темой праздника Ханука, а единственная заповедь в Хануку (кроме чтения Аллеля) — это зажигание свечей, которое символизирует победу в борьбе за сохранение Торы и еврейского народа.
Хорошего и светлого праздника!
С уважением, Моше Сытин
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Мендель Агранович
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Реувен Куклин
Как достичь мира в доме?
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Бенцион Зильбер
Ответ р. Бен-Циона Зильбера на вопрос, может ли еврей жениться на нееврейке.
Рав Ашер Кушнир
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.