Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В Хануку мы зажигаем свечи в память о чуде с маслом. А как это напоминает о победе?

Темы: Менора, Ханукальные свечи, Ханука, Война, Ассимиляция, Чудеса

Отложить Отложено

Мы зажигаем свечи в память о чуде с кувшинчиком масла. А как это напоминает о победе в войне?

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Праздник Ханука — самый «молодой» праздник еврейского календаря. Его постановили праздновать во втором веке до н. э., тогда, когда уже не было пророчества. В то время евреи пребывали в «фазе» духовного падения. И, заразившись новыми для них идеями греческой культуры, многие евреи стали на путь активной борьбы с «устаревшими идеями ортодоксального иудаизма». По сути, война, победу в которой мы празднуем в Хануку, — это война гражданская, война между евреями, верными своей религии, и эллинизированными «реформаторами».

Основа праздника Ханука — заповедь, установленная в память о чуде с маслом: зажигать ханукию в течение восьми дней. Каждый день мы добавляем по одной свече в память о том, что масло из маленького кувшинчика, которого должно было хватить только на один день, горело целых восемь дней.

Творец неспроста послал это чудо, хотя «необходимости» в этом чуде не было. Ведь ничего бы не произошло, если бы зажигание Меноры отложили еще на неделю, пока не изготовят новое масло! Но чудо с маслом — это не «просто» чудо, это — своеобразное послание Свыше, знак, что Творец одобряет действия Маккавеев на каждом этапе. Это в символической форме «сообщает» о причинах, заставивших Маккавеев поднять восстание, а также о духовных изменениях в еврейском народе, произошедших под властью греческой империи.

На первых этапах греческого владычества для «широких народных масс» необходимость борьбы с засильем греческой культуры была далеко не очевидна. Большинство не видело опасности в том, чтобы немного «разбавить окаменевший быт» евреев свежими идеями передовой цивилизации. В чем проблема — «добавить» в еврейскую культуру немного греческой эстетики и философии? Мало кто видел в этом духовную опасность. Но мудрецы видят далекую перспективу, и для них было очевидно, что увлечение греческой культурой впоследствии приведет к ассимиляции и исчезновению еврейского народа.

Поскольку большинство евреев уже пережили культурную трансформацию, Маккавеев поддержали далеко не все. Основная масса еврейской молодежи находилась где-то между «новым греком» и «старым евреем». Поэтому восстание Маккавеев не было встречено с энтузиазмом и далеко не многие присоединились к войску Йоханана.

Как известно, еврейский народ, если уж падает, то падает ниже всех, и самые агрессивные борцы с еврейской религией очень часто были еврейского происхождения (достаточно вспомнить «маскилим» — «просвещенцев», реформистов, Евсекцию).

Во времена, предшествующие событиям Хануки, было то же самое: «прогрессивная» молодёжь боролась с устоями прошлых поколений всеми возможными и невозможными способами. Это они побудили главу Селевкидов запретить евреям обрезание, освящение месяца и изучение Торы, ударив тем самым по самому сердцу еврейской жизни. Кто еще — кроме самих же евреев — мог знать, что именно на этом держится еврейская жизнь и, если разрушить эти три столпа, евреи будут уничтожены как нация?

Духовная неразбериха привела к тому, что многие евреи приняли сторону греков, иногда даже активно участвовали в борьбе с повстанцами. За время военных действий было пролито немало еврейской крови. И после победы в воздухе «повис» вопрос: а кто сказал, что Маккавеи поступили правильно? Может, Маккавеи виновны в том, что развязали ненужную войну?

Именно для этого и было послано чудо с Менорой: показать, что Творец полностью одобряет действия Маккавеев. Это чудо символически «передает» смысл событий: светильник в Храме символизирует свет Торы, который освещает весь мир. Именно этот свет греки хотели потушить — своими запретами изучать и соблюдать Тору. Греки хотели заменить еврейскую религию греческой культурой, и, к сожалению, это им во многом удалось: большая часть еврейской молодежи пошла за новыми веяниями.

Эту трагедию символизирует осквернённое оливковое масло: греки прикоснулись к нему, поэтому его нельзя было зажигать в Храме. Остался лишь один кувшинчик с печатью первосвященника — он символизирует ту небольшую горстку евреев во главе с первосвященником Йохананом, которые чудесным образом сохранили свою чистоту и смогли победить греческую тьму. И сохранили вечный огонь Меноры, который освящает весь мир светом Торы…

Вообще, для религиозных евреев война и победа в войне никогда не были самоцелью и идеалом. Для евреев война — это крайняя мера самообороны и защиты своей религиозной свободы. Именно притеснения религиозного характера подвигли Маккавеев поднять восстание. А не горечь национального унижения и стремление к независимости. Если бы греки не стали бороться с еврейской религией, никакого восстания бы не было. Т.е. Маккавеи восстали ради спасения Торы, а не ради освобождения от греческого владычества.

Именно поэтому праздник называется Хану-ка, что расшифровывается как «отдыхали 25 числа». Почему «отдыхали»? Надо было сказать «победили», что значит «отдыхали»? Но в этом и есть суть еврейской победы — радоваться не самой победе, а ее результату: тому, что теперь можно спокойно соблюдать Тору. Все народы радуются победе и падению врага. А желание евреев — только спокойно жить, имея возможность соблюдать заповеди и учить Тору. Поэтому победа Маккавеев не является центральной темой праздника Ханука, а единственная заповедь в Хануку (кроме чтения Аллеля) — это зажигание свечей, которое символизирует победу в борьбе за сохранение Торы и еврейского народа.

Хорошего и светлого праздника!

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Жениться на нееврейке или не жениться?

Рав Бенцион Зильбер

Ответ р. Бен-Циона Зильбера на вопрос, может ли еврей жениться на нееврейке.

Почему вы пренебрегаете общечеловеческой культурой?

Рав Ашер Кушнир

Льется еврейская кровь, и никто не уверен в своей безопасности! Почему так происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.