Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сжигая квасное, мы боремся с нашим эго?

Темы: Дурное начало, Йецер а-ра, Песах, Заповеди, Хамец, Исход из Египта, Битуль хамец

Отложить Отложено

Шалом. В иудаизме столько символизма, особенно в празднике Песах. Ну, уборка — это ментальная уборка, очистка от хамеца, гордыни. Ну, вы разве серьезно? Почему уборка — это осознанность? Неужели вот этот символ «биур хамец» по правде сжигает «наше эго»? Может, все это остаётся на уровне символизма???

На протяжении жизни это все становится привычным и осознанности (кавана) все меньше. Неужели схема неверна?

Но интересует ответ больше всего по поводу символизма. Роза

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Роза!

Вы верно пишете, что в иудаизме много символизма. Который, на первый взгляд, действительно с реальностью не связан.

Но ведь символизм можно найти везде, включая сферы, казалось бы, никак не связанные с евреями или с какой-либо религией.

Например, почему одна из самых известных фотографий времен войны — эта та, где американцы, отвоевав у японцев очередной остров, водружают там палку с тряпкой, на которой вышито несколько звезд и полос? Хорошо, победили, отвоевали, а что теперь дает эта тряпка?

Или другой кусок ткани, уже красный, который советским солдатам очень надо было водрузить над Рейхстагом? Взяли Берлин, добились победы, ну и хорошо, а лоскутом зачем махать? А потом кидать немецкие знамена к подножью Мавзолея на Красной площади? И почему имело такое значение, что на последней Олимпиаде российской сборной запретили выступать под своим флагом? Дали спортсмену соревноваться, победил он, получил золотую медаль, и какая теперь разница, какой лоскут поднимают на шесте — и под какую музыку?

И почему при исполнении этой музыки, своей для каждой страны, люди чувствуют, что надо встать с торжественным выражением лица и/или слезами на глазах, и/или рукой на сердце — а у кого есть какие-то претензии к стране или ее строю, тот иногда решает демонстративно не вставать? А кто и вовсе ненавидит, тот иногда вышеупомянутый лоскут прилюдно топчет и сжигает. Ой, больно! Тряпке.

Эта тряпка — и есть «мы»? «Наша страна»? Или эта музыка?

Или: почему при вступлении в должность человек кладет руку на какую-то книгу и произносит определенный набор слов? Это что, волшебное заклинание, в результате которого он превращается из обычного человека в президента или еще кого? Почему до этого он не президент, а после этого — президент? Ну, хотя бы не обливание головы маслом — пардон, помазание. Которое как раз предусмотрено Торой для еврейских царей и первосвященников, но которое переняли вовсе не симпатизирующие евреям религии и империи. Масло на голову — это и есть воцарение? Или надевание металлического головного убора под названием «корона»? Без этого правитель — недоцарь, как государство без флага и гимна — недострана?

Разумеется, примеры можно было бы еще долго приводить.

Как Вы выразились в письме: «Ну, вы разве серьезно?»

Похоже, да. Именно так устроен человек.

Ибо Б-г создал его так, что внешний символический акт оказывает воздействие на его внутреннее состояние, его психику. Поэтому помазание или коронация, или приведение к присяге дает человеку чувство новой, особой миссии и ответственности, а другим людям дает чувство, что этот человек теперь иной, у него новая миссия и ответственность и к нему надо относиться соответствующим образом.

И флаг, и гимн для людей символизируют их страну, их идентичность. Поднятие флага и исполнение гимна — чествование страны и ее народа. Запрет поднять флаг или его сжигание — неприятие страны и ее народа, отрицание их права на присутствие, а то и вовсе на существование.

А уборка и сжигание хамеца — знак неприятия и уничтожения того, что он символизирует.

И здесь, возможно, стоит точнее определить, что именно он символизирует, чтобы лучше прочувствовать смысл его неприятия в эти дни.

Хамец символизирует не просто «зло» или «гордыню». Он символизирует один определенный аспект «злого начала» (йецер а-ра).

Ведь что такое хамец? Это тесто — мука, которую перемешали с водой и оставили на определенное время, ничего с ней не делая, и тесто заквасилось. То есть это результат отсутствия быстрого и энергичного действия, его откладывания. Слово «хамец» связано со словом «лэахмиц» — «прозевать», «упустить [возможность]». А дурное начало — то человеческое свойство, которое мешает исполнять заповеди: лень, склонность оставлять на завтра то, что можно сделать сегодня. Как известно, после откладывания результат часто будет уже не тот.

Поэтому хамец и символизирует дурное начало: он является результатом подобного промедления и задержки необходимого действия. Тора (Шмот 12:17) повелевает не задерживать выпечку мацы («мацот»), чтобы тесто не превратилось в хамец. Мудрецы говорят: тот же стих можно трактовать и как повеление не задерживать исполнение заповедей («мицвот»): «Если представилась тебе возможность исполнить заповедь, не откладывай ее, а исполни сразу».

Есть и другой вид дурного начала — «активный», этот «йецер» толкает человека на нарушение запретов, то есть на активность в такой ситуации, где требуется «пассивность». Но хамец символизирует именно тот вид дурного начала, который препятствует активности человека, необходимой для выполнения заповедей, склоняет его к пагубной пассивности, делает тяжелым на подъем.

Поэтому мы удаляем и «сжигаем» его именно в Песах. (Ведь во все другие дни хамец разрешен). Поскольку промедление особенно опасно и смерти подобно — и в то же время особенно соблазнительно — на старте трудового цикла. Утром, когда надо встать с постели и выйти из дома на работу. Именно тогда постель кажется раем, а весь окружающий ее мир — сущим адом.

А эквивалент утра в годовом цикле — весна. Очередное пробуждение с новой энергией и начало пути. Именно поэтому в это время произошло то событие, которое мы празднуем в Песах, — Исход. Из Египта надо было рвануть, вырваться. Само слово «Песах» означает «прыжок», «перепрыгивание». Толчок и резкий отрыв от прежнего места.

Для этого нужно обладать энергией — и легкостью. Отделаться от всей тяжести, что тянет вниз, скинуть все оковы. И не только тяжкие оковы и гири, но и приятные мягкие постели, и диваны, в которые хочется погрузиться и не вылезать. Их и символизирует мягкий, раздувшийся, как подушка, хамец. На других этапах вполне можно по мере необходимости отдохнуть и насладиться комфортом, но не в начале цикла, когда надо встать и начать путь, совершить прыжок.

А вставая, стоит также встряхнуться и очиститься от пыли и ненужного хлама. Это придаст легкость и свежесть, и ощущение начала пути.

Все это и символизирует уборка и сжигание хамеца: неприятие и удаление комфорта и соблазнов, мешающих началу труда, да и просто очищение от пыли и хлама. В начале пути мы не только заводим мотор и жмем на газ, но и протираем машину, чтобы сверкала, как новенькая, и выбрасываем лишний груз, чтобы не тормозил нас. Долой старую затхлость, даешь новую свежесть и скорость!

Да, физически этот хлеб имеет не больше отношения к нашей лени и медлительности, чем раскрашенный лоскут к нашей стране и идентичности. Но психологически — а значит, по факту — имеет. А уборка и чистота уже напрямую дают чувство свежести и обновления.

Конечно, на протяжении жизни, в ее суете, любое действие может превратиться в механическое, а осознание снизиться. Ну, тогда надо себе напомнить, что все это значит, заново осознать — или на этот раз еще более глубоко понять, открыть новый смысл. Для того нам и дан разум, который с возрастом тоже развивается.

Желаю нам всем успешно отделаться от хамеца во всех смыслах, чтобы ничто не мешало новому весеннему пробуждению, омоложению, освежению и началу пути к прекрасному далеку.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.