Раби Келонимус бар Яаков Кальман – один из духовных лидеров поколения.
Родился в Германии. Изучал Тору у одного из учеников р. Исраэля Исерлина (Маарая; см.).
С 5263 /1503/ года был раввином Лемберга (Львова), главного города Галиции. У него учился р. Шломо Лурия (Мааршаль; см.), один из духовных вождей следующего поколения мудрецов Польши. Впоследствии Мааршаль стал и зятем р. Келонимуса.
Не позднее 5308 /1548/ года р. Келонимус Кальман «поднялся» на Святую Землю: он стал первым раввином ашкеназской общины Иерусалима. И здесь у него было много учеников. Автор Шульхан аруха р. Йосеф Каро (см.) упоминал его высказывания, называя его «старейшина раввинов р. Келонимус»; на его мнения ссылаются также р. Бецалель Ашкенази (см.), составитель сборника Шита мекубецет, и р. Ицхак Лурия /Аризаль/ (см.).
Рассказывается, что однажды в Иерусалиме субботним утром прихожане обнаружили на полу синагоги труп арабского мальчика. Арабы обвинили еврейскую общину в убийстве, и кади (мусульманский судья) повелел схватить подозреваемых и начал допросы. Тем временем р. Келонимус приблизился к телу ребенка и, оживив его с помощью приемов практической кабалы, заклял его рассказать людям правду. За руку он привел залитого кровью ребенка к ошеломленному кади, и мальчик указал на араба – своего подлинного убийцу.
Все последующие годы р. Келонимус терзался тем, что был вынужден нарушить шабат – ведь для оживления ребенка ему пришлось написать на пергаменте несколько святых Имен. Перед смертью он завещал, чтобы каждый проходящий мимо его могилы бросил бы в нее камень – это должно было послужить искуплением за его «грех». В соответствии с его завещанием, так продолжалось в течение века. Впоследствии в Иерусалиме сложился обычай, согласно которому покидающие Землю Израиля брали с собой камешек с его могилы как сегула (мистическое средство), чтобы путешественник с миром возвратился в святой город (Толдот хохмей Йерушалаим ч.1).
Р. Келонимус Кальман погребен в Иерусалиме, у подножия Ар азейтим (Масличной горы).
с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы