Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся каббалист и врач

Раби Йосеф-Шломо бар Элияу Дельмедиго (5351—5416 /1591—1655/ гг.) — выдающийся кабалист и врач.

Его род восходил к р. Йеуде Дельмедиго, который около 5160 /1400/ года переселился из Германии на остров Крит (фамильное прозвище «Дельмедиго» происходит от латинского названия профессии, ставшей в этом роде потомственной: медикус — лекарь, врач; по-итальянски дель медиго означает «принадлежащий врачу»). Из этого же рода происходил живший в северной Италии знаменитый еврейский философ р. Элияу Дельмедиго (см.), прямым потомком которого и был р. Йосеф-Шломо.

Родился на острове Крит. Изучал Тору у своего отца, р. Элияу, главного раввина критской общины.

В пятнадцать лет, не прерывая занятий Торой, начал изучать философию в университете итальянского города Падуи, а также слушал лекции великого ученого Галилея по астрономии и математике. В дальнейшем он основательно и глубоко изучил медицину, и, возвратившись в 5373 /1613/ году на Крит, приобрел там обширную врачебную практику.

После смерти своей юной жены он отправился в путешествие по миру в поисках источников подлинной мудрости. В начале пути он посетил Египет, где завоевал высокий авторитет в кругу арабских ученых. В 5379 /1619/ году в Стамбуле (бывшем Константинополе) р. Дельмедиго сблизился с группой кабалистов — с тех пор вся его жизнь была посвящена постижению сокровенных разделов Устной Торы.

Из Стамбула он направился в Польшу, где прославился своим искусством врача — среди его клиентов были члены королевской семьи и представители знатной шляхты. Затем он стал личным врачом богатейшего князя Радзевилла, живущего в своем фамильном замке около Вильно (Вильнюса).

В Вильно вокруг р. Дельмедиго сложилась группа учеников, которых он посвящал в тайны кабалы.

В Тракае, в непосредственной близости от замка князя Радзевилла, находилось поселение караимов — члены этой секты отрицали Талмуд и мидраши мудрецов, подменяя Устную Тору собственной интерпретацией Пятикнижия. В этот период р. Дельмедиго участвовал в многочисленных диспутах с караимами — впоследствии на материале этих острейших дискуссий он построил первую часть своего знаменитого философского трактата Эйлам (Зал).

Около 5380 /1620/ года р. Дельмедиго принял предложенный ему пост раввина сефардской общины города Гамбурга. Большинство в его общине составляли бывшие марраны, бежавшие из Португалии и возвратившиеся к открытому соблюдению законов Торы.

В Гамбурге он написал трактат Мацреф лехохма (Горнило мудрости), в которых развиваются идеи кабалистов Цфата — и в первую очередь, концепции Аризаля (см.). Впервые эта книга была издана в 5389 /1629/ году в типографии г. Базеля.

Начиная с 5388 /1628/ года, р. Дельмедиго возглавлял сефардскую общину Амстердама. Здесь его другом стал выдающийся еврейский мыслитель р. Менаше Бен-Исраэль (см.), в типографии которого р. Дельмедиго опубликовал ряд своих сочинений.

В 5389 /1629/ году в Амстердаме был издан уже упомянутый трактат Эйлам: в нем нашли отражения энциклопедические познания, приобретенные р. Дельмедиго в области философии и естественных наук. По этим вопросам к нему обращались за консультацией многие раввины, начиная еще с периода его странствий по странам Востока, — его ответы и разъяснения также были собраны и обобщены в данной книге.

Особенный интерес представляют разделы трактата, посвященные проблемам астрономии, астрологии, алгебры и алхимии, а также обширная глава Таалумат хохма (Тайна мудрости), в которой рассматриваются вопросы, связанные с черной магией, гипнозом, хиромантией, физиономистикой и расшифровкой сновидений.

По свидетельству близких к нему людей, начиная с амстердамского периода своей жизни, р. Дельмедиго, прекратил всякие занятия нееврейскими дисциплинами. Он писал в тот период: «Отныне в обществе философов нет мне места… Свои сочинения, написанные по поводу философии Аристотеля, мне сегодня стыдно видеть — и хотелось бы уничтожить их… Весь остаток своих дней я посвящу служению Всевышнему, не занимаясь более никакими посторонними мудрствованиями» (Праким бетолдот Исраэль т.2.).

В 5391 /1631/ года, р. Дельмедиго переселился во Франкфурт на Майне и стал врачом еврейской общины. А с 5408 /1648/ года он окончательно обосновался в Праге, где в течение последующих восьми лет исцелял больных и продолжал свои занятия кабалой.

Р. Йосеф-Шломо Дельмедиго умер в Праге в первый день праздника Суккот 5416 /1655/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…