Темы: Еврейская женщина, Женщина, Скромность в поведении, Лея Солганик, Отношения с подругами и соседками
Шалом! Я женщина. В последнее время меня заинтересовал вопрос — можно ли женщинам (друг с другом) при встрече и расставаниях обниматься и целоваться. Есть какое-то внутреннее смущение… Что говорит по этому поводу Тора и еврейская мудрость? R.
Дорогая R.!
В еврейском религиозном обществе очень принято, чтобы женщины выражали свою радость, приветствовали друг друга и прощались, обнимаясь и целуясь. Никто не воспринимает это как что-то сомнительное. У мужчин принято рукопожатие, но для женщин, более эмоциональных и воодушевлённых, рукопожатия не всегда достаточно, оно не выразит того, что объятие или поцелуй.
Понятно, что при встрече с подругой, которую видят каждый день, или с соседкой поцелуй как-то не к месту. Но если хотят поздравить с каким-то радостным событием, тогда можно очень многое передать ей, обняв её. И такой вид передачи чувств очень распространён и одобряется в еврейском религиозном мире. Известны многочисленные случаи, когда уважаемые рабаниёт, принимая женщин, которые пришли к ним с тяжёлыми жизненными вопросами, сопровождали свой короткий ответ или совет объятием или поцелуем. Это было знаком понимания, поддержки и сочувствия. И именно это, рассказывали женщины, так помогло им, дало чувство уверенности, ощущение сочувствия близкого человека, дало силу держаться, продолжать путь, или, наоборот, измениться и начать всё заново. Слова не всегда могут это передать!
Но если объятия или другие прикосновения служат физическому, а не эмоциональному сближению, — они ЗАПРЕЩЕНЫ и называются в Торе «деянием Египта», т.е. действиями, принятыми в Египте. К ним относятся все виды запрещённых связей, а также то, что приводит к этим связям, в том числе, прикосновения женщин друг к другу в целях «разогрева» (Рамбам) — когда «подогревается» физическое притяжение одной к другой. Любые действия и слова, ведущие к этой цели, запрещены. И, напротив, если целью таких действий или слов является проявление эмоциональной близости, они очень важны.
Следует заметить, что объятия и поцелуи уместны, когда приятны и второй стороне. Если женщина тянется обнять подругу, например, на свадьбе её племянницы, желая поздравить, а та отстраняется, стоит закончить поздравление рукопожатием. То же самое, если «вторая сторона» — начальница или малознакомая соседка. А если видно, что «вторая сторона» открыта, можно обнять. Понятно, что насильно лезть с поцелуями не стоит!
Добавлю также, что в среде молодых девочек стоит воздержаться от такого рода приветствий по каждому поводу, оставляя их только для действительно важных событий.
С уважением, Лея Солганик
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.