Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Нерелигиозные родители, Конфликты с родителями
Здравствуйте! Вы просите подробно описать ситуацию, но не хочется забирать столько вашего времени, к тому же, уважаемая Ципора, я заметила вашу способность читать между строк. Мне за сорок, замужем, двое детей старшего школьного возраста, живем в N. Я очень стараюсь соблюдать, что могу, но моя семья недовольна этим. Особенно обидно, что моя мама не одобряет меня и называет мои минимальные старания — крайностями. Мы очень поссорились с ней на днях из-за того, что я попросила брата приехать на выходные, чтобы побыть с родителями. Мы с мужем на несколько дней уезжаем в отпуск. Брат старше и живет в другом городе. Приезжает 2 раза в год. Мама просто набросилась на меня с требованиями оставить брата в покое, так как он устал и должен отдыхать. Мы же с мужем каждый день после работы ездили в больницу к отцу, ну и конечно помогаем, чем можем, ежедневно. А главное — поводом для ссоры послужило то, что я отказалась взять кастрюлю с мясом, приготовленную мамой. Я неоднократно говорила маме, что, если она хочет, чтобы я ела у нее, то надо покупать кашерное мясо. Я даже спросила ее, почему она так хотела, чтобы я вышла за еврея, ведь она против моей тяги ко всему еврейскому. Посоветуйте, как быть. Должна ли я смириться с тем, что, несмотря на мою помощь и неучастие брата, мама всегда будет относиться к нему лучше, чем ко мне? Как не обижать маму, но не нарушать хотя бы те несколько заповедей, которые я соблюдаю? Как сохранить хорошие отношения с братом? N.
Уважаемая N.,
Обычно тот из детей, который помогает престарелым родителям, он — и тот, на чью голову валятся все шишки. Т.е. Ваш брат приезжает пару раз в год, оказывает маме особенное внимание и становится настоящим праздником в ее глазах. Ну, а какой там праздник вы с мужем, если вы ежедневно в больнице? Вы — просто суровые будни, и так и должно быть. Очень грустно, но даже от социальных работников слышу, что это «правда жизни» и постоянное явление. Поэтому просто не расстраивайтесь и скажите себе, что именно потому, что Вы хорошая дочь, а Ваш муж — хороший зять, вы под рукой и на вас срывается раздражение из-за ситуации, которая сама по себе тяжела и неприятна. Что касается кашрута, то не спорьте, не пререкайтесь, а отвечайте: «Мама, эта тема уже обсуждалась, и мы не будем к ней возвращаться». Если не будете подливать масла в огонь оправданиями и объяснениями, то и маме в конце концов надоест. А в общем, как Вы видите, я веду к тому, что мицва заключается в том, чтобы терпеть поступки престарелых родителей и молчать как можно больше, потому что мы их уже не изменим. В нас во всех сидит маленький ребенок, которому ужасно хочется, чтобы родители были довольны, но, к сожалению, это несбыточная мечта. Успокаивайте себя тем, что Вы не только выполняете свой долг, но и служите хорошим примером своим детям, даже если Вы не чувствуете, что сейчас они его воспринимают правильно.
Что касается брата, то договаривайтесь с ним, а не с мамой, а родителей ставьте перед фактом. И опять — без пререканий и споров, положен или не положен вам отдых. Само собой, положен — и спорить не о чем. Недаром кибуд hорим (почитание родителей) считается одной из самых тяжелых заповедей, и я даже недавно слышала, что это одно из особых испытаний нашего поколения, т.к., слава Б-гу, продолжительность жизни стала намного дольше и уже совсем немолодым людям приходится заботиться о престарелых родителях и выдерживать такое обращение с собой, как будто эти немолодые дети еще совсем малыши, которыми можно распоряжаться и которых можно поучать. А на самом деле мы постепенно превращаемся в родителей своих родителей, только Галахой мы лишены права делать им какие-либо замечания. Поэтому надо просто смириться с этим в душе.
Дай Б-г вам с мужем и всем нам выдержать достойно это непростое испытание.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.