Темы: Наши родители, Женитьба детей, Мира Вайсбин, Совместное проживание
Уважаемый раввин, мой муж думает, что дети должны жить с родителями и ни в коем случае иначе! Как можно объяснить ему, что когда дети женятся, они отделяются от родителей? Спасибо! С уважением, N.
Уважаемая N,
Ваш вопрос — просто классический вопрос о взаимоотношениях «родители—дети». Все мы сталкиваемся с этой проблемой — но не все решаются задать вопрос.
Одна из нелёгких задач для всех нас, родителей, это осознать и принять тот факт, что взрослые и, в частности, женатые/замужние дети должны самостоятельно определиться, независимо от нас, в двух направлениях.
Во-первых, они имеют полное право на построение своего жизненного уклада так, как они сами понимают, даже если это не совсем устраивает нас, родителей. И вполне возможно, что «мы правы» — жить надо так, а не иначе. Но взрослым детям наш подход нельзя навязать насильно, т.к. они не «наша собственность», а совершенно самостоятельные единицы человеческого общества. Т.е. они сами должны выбрать тот путь в жизни, по которому пойдут.
В руках же у родителей — неограниченные возможности привить любовь, симпатию и привязанность к своему образу жизни, и тогда дети, скорее всего, выберут путь родителей.
Второе, в чём взрослые дети самостоятельно определяются, — это где они будут жить. Подобно тому, как оперившиеся птенцы вылетают из родительского гнезда.
Здоровый выросший птенец — взмахнёт крыльями и улетит, чтобы свить своё гнездо. Только больной птенец не сможет покинуть гнездо родителей.
Так и у людей. Это не значит, что взрослые сын/дочь, «вылетев из гнезда», не захотят сами вернуться и жить около родителей. Вполне вероятно, захотят. Но это только их выбор, и у них есть на это решение свои собственные причины (экономические, моральные или другие).
Еврейская традиция поощряет отдельное от родителей проживание женатых/замужних детей. Почему?
Одна из причин: стремление оградить молодую пару от неизбежных трений, связанных с проживанием с родителями, т.к. естественным образом родители ожидают от «детей» определённого поведения в соответствии со своими понятиями и, как правило, остаются разочарованными и недовольными.
Другая причина: молодые супруги должны жить там, где они находят себе применение, где у них есть возможности для развития: работа, учёба, общественная деятельность и т.п.
Когда молодые заняты и реализованы, их семейные ячейки формируются лучшим образом. Есть известное высказывание еврейских мудрецов: «Безделье ведёт к скуке, а скука — к нарушениям». Надо избегать «скуки» и в соответствии с этим выбирать место проживания.
Вашего мужа, уважаемая N., можно понять. Это нелегко — отпустить детей от себя. «Опустевшее гнездо» удручает родителей, нередко это состояние сопровождается потерей смысла жизни, мыслями о неблагодарности детей и т.д. Чтобы уменьшить и преодолеть негативные ощущения, можно посоветовать родителям стать более активными в деятельности, в личной жизни. Это поможет им заполнить «брешь», образовавшуюся в результате ухода молодых.
Безусловно, всё сказанное не относится к ситуации, когда пожилым и больным родителям необходима помощь взрослых детей.
С уважением, Мира Вайсбин
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.