Потрепанный корабль с трудом пробирался между высокими волнами. Долгие недели был он в пути из холодной Польши к берегам Земли Израиля. На этом корабле плыл раби Мойшеле из Лалова со своими сыновьями — Ицхаком Давидом и Элиэзером Менделем, — и несколькими учениками.
Всю жизнь стремился раби из Лалова в Святую Землю. В те времена такая поездка была долгой и очень опасной, но раби все же решился оставить Польшу. Однако он беспокоился — не о возможных опасностях, ожидающих их в пути, а совсем о другом. Поездка выпадала на месяц тишрей, и раби постарался приготовиться наилучшим образом к праздникам, которые им придется провести на корабле: взял с собой шофар, деревянный щиты и схах для постройки суки, и 4 вида растений — лулав (побег пальмы), этрог (цитрон), аравот (ветки ивы) и адасим (мирт).
Но сберечь «4 вида» было исключительно трудно. Раби постарался сделать все, чтобы они не высохли и не были повреждены: оборачивал их влажной тканью, прятал от солнца в прохладном месте… Но несмотря на все ухищрения, ивовые ветки высохли и увяли.
Раби очень расстроился. Как выполнить заповедь без аравот? Он обратился к капитану и попросил зайти в какой-нибудь порт, где можно достать свежую иву. Услышав странную просьбу, капитан возмутился. Уклониться от курса ради каких-то ивовых веточек? Нет и еще раз нет! Тогда рав предложил капитану денег. Но капитан лишь рассердился. Но раби Мойшеле не отступился, и предложил капитану… всё своё имущество! Все деньги и вещи, которые вез с собой из Польши, деньги, вырученные от продажи дома, мебели, ценных предметов… Средства, на которые собирался жить и устраиваться в Эрец Исраэль…
Против такой суммы капитан не устоял. Корабль изменил курс и скоро причалил к берегу, вдоль которого в изобилии росли ивы.
Когда наступил праздник Суккот, раби вознес 4 вида растений с безграничной радостью. Ведь он удостоился исполнить заповедь, которая стоит больше всех сокровищ земли!
У нас нет необходимости жертвовать всем имуществом ради одной заповеди. Ивовые ветки можно достать в любое время и за очень малую сумму. Мы сидим в сукке, не опасаясь тяжких наказаний жестокого правительства, как евреи времен Катастрофы или советской власти. Нам не нужно сутками стоять в очереди, чтобы взять в руки этрог и лулав, как в варшавском гетто. Так постараемся же выполнить эти чудесные мицвот с радостью, воодушевлением и благодарностью Милосердному Творцу, который выбрал нас и выделил своими мицвот!
Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Суккот
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.