«И убоишься Вс-вышнего, я Ашем» (Ваикра 19, 14).
Как гром среди ясного неба прогремела над Бней-Браком горькая новость: скончался рав Авраам Ишаяу Карелиц — Хазон Иш.
Вся страна была охвачена горем. Харедим остро чувствовали, что ушел великий мудрец, опора поколения. Газеты печатали новость на первых страницах, поэтому даже люди, далекие от соблюдения заповедей, знали, что рав Карелиц, что из Косова, скончался.
Прямо с утра в Бней-Брак начали собираться люди со всех концов страны, чтобы успеть проводить великого рава в последний путь.
В ранний утренний час кто-то постучал в дверь дома, где жил раби Йеошуа Зелиг Дискин, рав Пардес-Ханы. Когда рав открыл дверь, то увидел на пороге человека, который выглядел, во-первых, совершенно светским, а во-вторых, очень взволнованным. Этот человек рассказал раву, что сейчас прочел в газете о кончине рава Карелица и что рав должен ему 200 рублей. Он взял их в долг, еще когда жил в Косово. «Я не знал, что рав приехал в Израиль, — добавил человек. — А то бы давно уж востребовал этот долг. А теперь, когда рав умер, я прошу вас помочь мне получить назад эти деньги».
Рав Дискин знал, как серьезно Хазон Иш следил за тем, чтобы вовремя отдавать долги, даже самые незначительные. Он немедленно позвонил мужу сестры Хазон Иша — раву Шмуэлю Грейнеману. Тело праведника еще не вынесли из его дома, и тысячи людей стояли во дворе и прилегающих улицах, желая сопровождать траурную процессию. Как только рав Дискин начал рассказывать о случившемся, рав Грейнеман перебил его: «Знаю, знаю об этом долге. В тот день, когда Хазон Иш приехал в Израиль, велел своим домашним сберечь мешочек с 200 рублями. Он сказал, что эти деньги он должен одному торговцу из Косово, который не забрал деньги вовремя, а потом совсем пропал. Хазон Иш пытался найти его разными путями, но не преуспел. Поэтому отложил этот мешочек, чтобы вернуть деньги при первой же возможности…».
Сказано в Святой Торе: «…Желание боящихся Его — выполнит!». Еще до того, как Хазон Иш в последний раз покинул свой дом, все его долги были оплачены…
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.