Темы: Табак, Хасидские рассказы, Хасидут, Раби Леви-Ицхак из Бердичева
Это случилось накануне Песаха, после того, как истекло время сжигания квасного. Раби Леви-Ицхак из Бердичева, который славился, среди прочего, своей беззаветной любовью к народу Израиля, позвал к себе своего шамаша и попросил его: «Найди и принеси мне, пожалуйста, табаку».
Надо сказать, что продажа табака в то время была монополизирована государством, частным лицам было запрещено продавать его под страхом тюремного заключения. Однако во все времена находились рисковые люди, приторговывавшие контрабандным товаром. Но тайно, конечно.
Шамаш отправился на поиски, и не прошло и четверти часа, как он принес раву полную табакерку.
«Отлично, — потер руки раби Леви-Ицхак. — А теперь добудь-ка ты мне хамеца».
«Хамеца?!! — поразился шамаш. — Откуда?! Время сжигания хамеца уже истекло!!»
«А ты поищи хорошенько, это просто жизненно необходимо!», — велел рав, и шамаш не рискнул ослушаться.
Он вернулся через час, утирая пот со лба.
«Не нашел», — отчитался верный помощник. «Иди и ищи, — строго велел раби Леви-Ицхак. — Переверни вверх дном весь город, но найди хотя бы немножко!»
Прошел еще час, и еще два — во всех домах шла подготовка к Пасхальному Седеру, и просьба шамаша найти хамец вызывала у людей крайнее изумление. Однако после его настоятельных просьб и объяснений, что это необходимо для раби Леви-Ицхака, хозяйки все-таки предпринимали попытки найти хамец в своих вычищенных до блеска домах. Попытки были безуспешными. Хамец не нашли. Шамаш вернулся к раву с пустыми руками.
«Нету, — выдохнул он. — Нигде, ни в одном доме, ни крошки…»
Радость осветила лицо рава. Он воздел руки к небесам и воскликнул:
«Взгляни, Властелин Вселенной, как слушаются тебя твои дети! Царь из плоти и крови издает законы и расставляет надсмотрщиков, чтобы соблюдали его запреты, но взгляни, как легко найти запрещенный табак! Много веков назад ты повелел уничтожать хамец перед праздником Песах, и теперь в домах евреев нет ни крошки квасного, хоть нет над ними надсмотрщиков! Так будь милосерден и терпелив к своему народу, который так любит и боится Тебя!!»
Наше существование сверхъестественно. По всем законам, природным и социальным, мы давно должны были исчезнуть. Народы-сверстники давно сгинули, а народ, который держится за Древо Жизни — за Тору и ее заповеди, жив. Да удостоимся мы увидеть приход Машиаха уже в канун этого Песаха!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.