Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Не доктора лечат. Это делает Всевышний. Только у Него есть возможность исцелять больных.

«Я умерщвлю, и Я оживлю, Я поразил, и Я исцелю» (Дварим 32:39).

В молитве Амида, в благословении «Рэфаэйну»[i] мы просим: «Исцели нас, Б-же, и мы будем исцелены; спаси нас, и мы будем спасены, ибо Ты — слава наша». На первый взгляд кажется непонятным, почему именно в этом благословении упоминается о «славе». В других благословениях молитвы Амида ничего подобного нет.

Ответ на этот вопрос и смысл стиха из книги Дварим нам поможет понять следующая история.

Доктор Аарон Гардия[ii] был личным врачом кайзера Пруссии Фридриха Великого. Под влиянием Магида из Межерича[iii] доктор вернулся к Традиции. Он был глубоко предан учителю и со временем стал одним из самых выдающихся его учеников.

В те годы, когда этот праведный врач находился «при дворе» святого Магида, он воздерживался от занятий медициной, а посвящал свою жизнь полностью Торе и служению Б-гу. Исключением были те случаи, когда приходилось спасать чью-то жизнь.

Однажды доктор Гардия услышал отчаянный стук в дверь. Он понял, что стряслась беда и срочно необходима помощь. На пороге стояла бедная женщина средних лет. Она рыдала:

— Доктор, спасите! Мой муж тяжело болен…

Доктор Гардия ответил спокойно и терпеливо:

— Не волнуйтесь, расскажите, что с ним случилось.

Услышав его успокаивающий голос, посетительница взяла себя в руки и стала рассказывать:

— У нас восемь детей, он каждый день старался приносить еду детям. А теперь он лежит на полу, словно камень неподвижный! Пожалуйста, сжальтесь и сделайте всё, что можете, доктор. О вас рассказывают чудеса, ведь вы были личным врачом короля. Только вы и можете спасти моего мужа!

Доктор Гардия выслушал, развернулся и вошел в дом, оставив дверь открытой.

Через открытую дверь можно было видеть, что он делает. Он неторопливо подошел к шкафу, достал пальто. Окинул его взглядом, заметил пыль на воротнике. Он отошел и через некоторое время вернулся с щеткой, начал спокойно чистить пальто. Жена больного видела всё это и чуть не теряла рассудок.

— Доктор! — не выдержав, закричала она. — Сжальтесь! Смилуйтесь! Не задерживайтесь! Жизнь человека зависит от вас. Если не сейчас, то когда?!

— Да-да, — ответил доктор Гардия спокойно. — Я уже почти готов. Ни о чем не волнуйтесь.

Но то, что происходило дальше, заставило женщину прийти в полное отчаяние. Доктор наклонился к своим ботинкам, счел, что они загрязнились, и начал их чистить, словно в его распоряжении была целая вечность. Сначала он протер их, затем намазал гуталином и стал активно орудовать щеткой.

— Скорее, доктор! — в отчаянии закричала женщина. — Оставьте уже свою одежду и обувь, давайте поспешим к моему мужу!

— Да-да, еще немного — и я уже иду, — крикнул доктор в сторону открытой двери и начал тщательно чистить свою шляпу.

— Ой, Владыка мира! — застонала посетительница. — Я не могу больше верить этому врачу! Только Ты, Владыка Вселенной, Целитель всякой плоти, можешь спасти!

Когда она уже развернулась и собралась уходить, раздался голос врача:

— Где вы живете? Где лежит больной?

Доктор догнал ее и заверил:

— Он выздоровеет, с Б-жьей помощью! Всё будет в порядке.

Огорченная женщина шла домой, удивляясь загадочному поведению врача. Придя, она увидела, что муж лежит с открытыми глазами и свободно дышит. Лежал он уже не на полу, а на кровати, а рядом сидел доктор Гардия и поил его лекарством.

— Слава Б-гу! — воскликнул врач. — Мы прибыли как раз в последний момент, когда еще можно было спасти его жизнь!

Через некоторое время, придя в себя, женщина обратилась к врачу:

— Не изволите ли, уважаемый доктор, объяснить, зачем вам понадобилось причинять мне такое страдание, прежде чем вы согласились прийти и спасти мужа?

— Поймите, — ответил знаменитый врач. — Не доктора лечат. Это делает Всевышний. Только у Него есть возможность исцелять больных. Когда Вы начали с того, что только я, врач-профессионал, способен спасти Вашего мужа, сразу стало ясно, что нет никакого смысла идти к больному. Ведь Свыше не помогают тем, кто ожидает помощи от кого-то кроме Творца. Поэтому мне пришлось пойти на всяческие ухищрения, чтобы поколебать Вашу веру во врача и чтобы Вы вспомнили о Целителе всякой плоти…

Отсюда можно сделать важный вывод. Именно тогда, когда человек ощущает, что его выздоровление зависит только от Царя, Целителя Надежного и Милостивого, он избавляется от своей болезни. И здесь — ответ на вопрос, который мы задали выше, — о необычной формулировке просьбы об исцелении в молитве Амида.

Приводим этот ответ так, как он изложен у гаона раби Йехезкеля Абрамского, автора книги «Хазон Йехезкель»[iv]:

Когда речь идет об исцелении, легко подумать, что врач из плоти и крови способен лечить больных. Вот почему именно в благословении об исцелении мы добавляем и подчеркиваем: «Исцели нас, Б-же, и мы будем исцелены; спаси нас, и мы будем спасены…» Почему? — «…ибо Ты — слава наша».

Ведь мы верим и знаем, что исцеление приходит лишь от Б-га, и только Его подобает за это славить. Именно в награду за это постижение мы и удостоимся полностью выздороветь.

Это и подчеркивает Тора в нашей недельной главе: «Смотрите же ныне, что Я это Я, и нет бога, кроме Меня. Я умерщвлю, и Я оживлю, Я поразил, и Я исцелю». Даже когда кажется, что исцеление зависит от врачей и находится в их руках, на самом деле это не так.

Лишь Святой, благословен Он, — Сам и не кто иной — исцеляет всякую плоть. Только Он устанавливает, как и сколько проживет каждый человек. (Лэламедха)


[i] «Исцели нас» — одно из благословений молитвы Амида.

[ii] Раби Аарон, доктор Гардия (Гарде) из Острога (умер в 5570 / 1810 году) — личный врач прусского короля. Заинтересовавшись хасидизмом, приехал к Магиду из Межерича и совершил полную тшуву — вернулся к соблюдению Традиции, став верным учеником Магида.

[iii] Раби Дов-Бер бар-Авраам (Магид из Межерича; Магид а-Гадоль; 5464-5533 / 1704-1772, Волынь, Подолия, Галиция) — один из основателей хасидского движения, ближайший ученик Бааль-Шем-Това.

[iv] Раби Йехезкель Абрамский (Хазон Йехезкель; 5646-5736 / 1886-1976, Литва, Белоруссия, Москва, Сибирь — лагерь, Англия, Израиль) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения. Его труд «Хазон Йехезкель» («Видение Йехезкеля») — фундаментальный комментарий на Тосефту.

 

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.