Темы: Рош Ашана, Шофар, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
Принято, чтобы раввин произносил слова увещевания перед трублением в шофар. Почему именно в этот момент?
Это нам поможет понять притча раби Салимана-Менахема Мани[i], раввина Хеврона:
Некий человек хотел овладеть ремеслом стеклодува. Что он сделал? Нанялся помощником мастера, обязавшись помогать ему и работать на него три года бесплатно. А платой за его работу станет овладение профессией.
За три года он выучил, до какой температуры следует нагревать печь, как формировать стекольную массу и придавать ей определенный цвет, как окунать трубку в расплавленную массу и выдувать великолепные сосуды. Три года он совершенствовался, состоя при мастере, и производил чудесные сосуды.
Когда срок ученичества завершился, он стал самостоятельным ремесленником, взял кредит и снял магазин на окраине рынка. Построил печь, купил сырье, развел огонь и начал формировать стекольную массу. Затем окунул в нее трубку, но ничего не получилось. Стекло затвердело, так и не приняв форму сосуда.
Новоиспеченный мастер пробовал снова и снова, но каждая попытка заканчивалось разочарованием. С горечью пошел он к своему прежнему учителю, а тот удивился:
— Что ты здесь делаешь? Ты ведь уже сам владеешь ремеслом!
— Нет, — ответил бывший подмастерье. — Всё время, пока я работал у тебя, мне удавалось создавать красивую посуду. А с тех пор, как я ушел, мне больше ничего не удается.
— Вижу, ты хочешь оставаться подмастерьем, — сказал мастер. — Тогда подпиши договор еще на три года бесплатной работы.
Ученику ничего не оставалось, кроме как подписать.
Мастер стал показывать, как топить печь, но подмастерье уже знал. Как готовить массу — уже знал.
— А теперь нужно сразу же дуть, пока она не остыла и не затвердела, иначе ничего не выйдет!
Вот на эту деталь ученик и не обратил внимание прежде… И заплакал горько:
— Из-за промедления в одно мгновение, за которое масса успела охладеть, я подписался еще на три года рабства!
Так и здесь: выступать перед публикой — большое искусство. Раввин может воспламенить сердца своей речью. Он готовится к ней, выстраивает прекрасное здание, объясняет глубокие идеи. Но ему важно подобрать правильный момент — дуть, «пока масса горячая». Только так он сможет передать людям идеи, которые оформят их жизнь.
Если «стекольная масса» остынет — она так и останется бесформенным комом, а весь труд будет напрасным. Когда же сердца открыты? Когда мы испытываем волнение? Перед тем, как зазвучит шофар! (Йосеф Даат — Оламо шель Цадик)
[i] Раби Салиман-Менахем бен-Элияу Мани (5610-5684 / 1850-1924, Багдад, Хеврон) — глава ешивы, законоучитель, глава суда, раввин Хеврона (хахам баши, как называлась эта должность в Оттоманской империи), писатель и поэт.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.