«Козла же жертвы грехоочистительной искал (дараш[i]) да искал Моше…» (Ваикра 10:16). Наши мудрецы говорят (Кидушин 30 а), что «“толковал да толковал” — это половина Торы: “толковал” с одной стороны и “толковал” с другой». В свитке Торы первое «искал» стоит в конце одной строки, а второе — в начале следующей.
Рабейну Эфраим[ii] объяснил: это показывает нам, что Тора широка и глубока до бесконечности. И даже после того, как мудрецы разных поколений толковали ее, для каждого человека остается, что добавить к этому: т.е. мудрецы истолковали ее «только наполовину».
Гаон Рабейну Хида[iii] отмечал, что это относится и к продвижению одного человека в изучении Торы: изучив любой раздел Талмуда и сделав в нем открытия, человек всегда потом может углубиться еще больше и сделать множество других удивительных открытий. Но при этом он всегда будет доходить лишь до половины Торы.
Чем больше человек открывает, тем больше и глубже становится его постижение — и «горизонт» отодвигается всё дальше. Продвигаться по этому пути можно не только дома или бейт-мидраше («доме учения»); даже в дороге можно размышлять над словами Торы, совершая удивительные открытия.
Утром по пути на работу человек застревает в пробке. Он нервничает, опасается реакции начальника. Остальные водители тоже выглядят недовольными, они раздосадованы. Но вдруг он замечает водителя, которому эта ситуация явно нравится. Странно. Кто бы это мог быть?
Это ученик, который в данный момент сдает экзамен по вождению. Он наслаждается каждой минутой, поскольку у экзаменатора есть лишь полчаса или сорок минут, чтобы его проверить. Каждая секунда стояния в пробке приближает ученика к успеху.
Так как же на самом деле? Пробка на дороге — это хорошо или плохо? Зависит от того, как использовать это время. Даже без экзамена по вождению есть чему радоваться в этой ситуации. Ведь можно слушать интересные лекции или песню, которая даст нам душевные силы на весь день. Разве раздражение поможет? Разве благодаря ему пробка быстрее рассосется? Если решить наслаждаться каждым моментом, радость будет сопутствовать нам во всех ситуациях. (Мэа вэ-Шнаим Сипурим)
[i] Слово «дараш» (דרש) можно перевести и как «толковал».
[ii] Рабейну Эфраим (конец 11 — начало 12 века, Северная Африка) — комментатор Талмуда, исследователь Мишны и Тосефты, специалист по грамматике иврита, ученик Рифа.
[iii] Раби Хаим-Йосеф-Давид бар-Ицхак-Зрахья Азулай (Рабейну Хида; 5484-5541 / 1724-1806, Эрец-Исраэль, Египет, странствия в Турции, Греции, Германии, Франции, Англии и Северной Африке, Италия) — выдающийся законоучитель, каббалист и историк еврейской мысли.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.