«И сказал Господь Моше: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись» (Шмот 14:15).
Когда евреи попали в безвыходное положение — перед ними море, а за ними египетское войско, — они возопили к Б-гу, прося о спасении. Ведь в такой страшный час нет ничего лучше молитвы. Однако Всевышний говорит Моше: «Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись».
Как это соотносится со сказанным ранее?
Ответ нам поможет понять следующая история.
У царской дочери начались схватки, прошли долгие часы, но роды никак не наступали. Ее жизнь была в опасности. Царь позвал лучших врачей, но они не смогли ничего сделать. В конце концов, обратились к некому мудрецу, который сказал:
— Если Ваше Величество повелит удалить всех людей из дворца и возвестить на улицах города, что в добрый час Ваша дочь уже родила здорового ребенка, — она и вправду сможет родить!
Царь уже не знал, что делать, потому прислушался к совету и поступил так, как предложил мудрец. И, действительно, вскоре дочь родила ему здорового и красивого внука.
Это было поразительно, и царь щедро одарил мудреца. А затем попросил его объяснить, как это «работает». Тот ответил: по-видимому, царская дочь вызывала у кого-то зависть и этот человек нанял ворожей — наслать чары, чтобы она не смогла родить. Но когда пришло известие, что ребенок уже родился, ведьмы прекратили ворожбу, полагая, что это уже бесполезно. В тот же миг отверзлось чрево царской дочери и ребенок вышел наружу.
Так было и при исходе евреев из Египта: египетские маги насылали свои чары, чтобы помешать Исходу. И Святой, благословен Он, предписал Моше: «Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись». Когда евреи пойдут вперед, маги увидят, что их методы не сработали, и прекратят усилия. Тогда евреи успешно покинут Египет, погрязший в колдовстве. (Ма Ахавти Торатэха)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.