«И поработили египтяне сынов Израиля тяжкой работой» (Шмот 1:13).
Наши мудрецы указывают, что слова «тяжкой работой» (бэ-фарэх) можно прочесть и как бэ-фэ рах «мягкими устами», т. е. «мягкой речью». Раши[i] комментирует: «Привлекали их речами и платой, пока не приучили их к такой работе».
Гаон раби Йосеф Машаш[ii] пишет в своей книге «Нахалат Авот», что Фараон неплохо знал психологию. Ему было известно, что человек использует не более трети имеющихся у него сил, как это показывают и современные исследования. Существуют четыре основных метода повысить производительность труда:
Страх — работник боится наказания, которое последует, если он не выполнит работу.
Зависть — работник завидует тому, кому удается заработать больше. Существует и «правильная» зависть, о которой наши мудрецы сказали: «Зависть (соперничество) мудрецов умножает мудрость» (Бава Батра 21а).
Любовь — работник так любит свою работу, что это придает ему дополнительные силы. У великих мудрецов Израиля была огромная любовь к Торе, они не смотрели на часы, изучая ее, и не останавливались, пока не истощались их силы. Только тогда они шли спать, сожалея, что у них нет больше сил на учебу.
Увеличение платы — у работника появляются силы усердно трудиться, если его поощряют материально.
Впрочем, есть существенное различие между двумя первыми и двумя последними методами. Если человек работает из страха или из зависти, его силы постепенно истощатся. Но если он работает из любви или ради вознаграждения, его производительность не уменьшится с течением времени — а, быть может, даже возрастет.
Злодей-Фараон ни в коей мере не был заинтересован в эффективном труде сынов Израиля. Цель была — замучить их и сделать их жизнь горькой настолько, чтобы они не могли взбунтоваться.
Известна притча о царе, который решил построить дворец к свадьбе царевича. Он собрал всех, кто должен был принять участие в строительстве, и повелел им закончить работу ровно за год.
Архитекторы и подрядчики ответили, что это невыполнимо: чтобы воздвигнуть столь роскошный и обширный дворец, понадобится не менее трех лет непрерывной работы. Но царь был непреклонен, и они, не видя иного выхода, принялись за строительство.
Через некоторое время царь увидел, что темпы строительства неудовлетворительны, хотя работники трудятся ежедневно с утра до вечера, и вызвал советника — проконсультироваться, как ускорить процесс. Тот сказал: если ободрить строителей и простимулировать их высокой оплатой, они начнут работать в три раза быстрее и сумеют закончить дворец до конца года.
Царь выразил сомнение:
— Как деньги и одобрение могут НАСТОЛЬКО ускорить работу? Люди ведь и так трудятся с утра до ночи.
На что советник ответил:
— Проверим, сколько квадратных локтей фундамента они успевают возвести за неделю. А на следующей неделе пусть Ваше Величество прибудет на стройку лично, поблагодарит их за усердие и объявит об увеличении платы. Потом Ваше Величество сможет сравнить их новую производительность с той, что была на прошлой неделе.
Царь поступил так, как рекомендовал советник. И — о чудо! — за неделю, прошедшую после посещения царя, работники сумели сделать в три раза больше, чем на прошлой неделе.
Царь продолжал следовать рекомендациям советника: воодушевив работников высокой платой, он продолжал подчеркивать их достижения, а особо отличившимся приказал каждый месяц выдавать значок «Отличный работник». К концу года великолепный дворец был возведен, и царевич в день свадьбы торжественно ввел туда молодую жену, как и планировалось.
Вот почему сказали наши мудрецы (Авода Зара 19): «Человек учит Тору лишь с (того) места, что желанно его сердцу[iii], как сказано: “Только к Торе Б-га влечение его, и Тору Его изучает он днем и ночью” (Тэилим 1:2)». А еще сказали они (Таанит 7 б): «Если видел ты ученика, для которого учение тяжко, как железо, — причина в том, что учитель недоброжелателен с ним».
Действительно, служение Б-гу должно, с одной стороны, основываться на трепете пред Небесами, но, с другой, — на радости и любви к Торе, как сказал царь Давид: «Служите Б-гу в страхе и радуйтесь в трепете» (Тэилим 2:11).
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Йосеф Машаш (5652-5734 / 1892-1974, Алжир — Израиль) — раввин г. Тлемсена (Алжир), главный сефардский раввин Хайфы, судья, поэт, историк, общественный деятель.
[iii]אין אדם לומד תורה אלא ממקום שלבו חפץ. Слова «то, что желанно его сердцу» говорят о выборе темы из числа тех, которыми человеку необходимо заниматься в данный момент: важно изучить сначала ее, а потом другие. Раши объясняет: если ученик предпочитает один трактат, то учителю следует обучать его именно этому трактату, а не другому, поскольку иначе ученик не воспримет материал так, как необходимо. Т. е. правильно начинать обучение с того, что более желанно для ученика, а дальше он сможет эффективно изучать и то, что раньше интересовало его меньше.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.