«…сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Шмот 3:5). На первый взгляд кажется странным: зачем Всевышнему говорить Моше, что место, на котором тот стоит, — святая земля? Ведь ясно: раз Всевышний велит ему снять обувь, т. к. это святая земля, то речь идет именно о том месте, где Моше находится в данный момент.
Ответ нам поможет понять следующая история.
У Ребе из Коцка[i] был обычай: на исходе Йом-Кипура он объявлял, что знает, каким было пожелание каждого, кто молился в его бейт-мидраше («доме учения»), и была ли принята эта просьба на Небесах. Хасиды никогда не осмеливались спрашивать Ребе об этом. Но однажды в их общине оказался миснагид — противник хасидизма. Услышав слова праведника, он подошел к нему и заявил:
— Ребе говорит, что знает, о чем просил каждый молящийся. Так скажите же мне, о чем просил я!
Ребе ответил:
— Скажу тебе, о чем просил ты. Ты сказал пред Всевышним: «Владыка мира! Ты знаешь, что у меня есть магазин и — благодаря этому — пропитание. Но вот беда: работа в магазине отнимает много времени и не позволяет заниматься делами духовными так, как мне бы хотелось. Например, уже не раз бывало, что посреди работы я встаю, чтобы прочесть Минху (послеполуденную молитву), и в тот самый момент приходит какая-нибудь хозяйка купить сахар, и от этого я сбиваюсь в молитве. Она, конечно, готова подождать, но я уже не сосредоточен. Или бывает, что как только я присаживаюсь учить ежедневный лист Гмары, появляются несколько покупателей и у меня уже не остается времени завершить учебу. Поэтому, Владыка мира, у меня просьба: в последнее время я зарабатываю двадцать рублей в месяц, но я готов довольствоваться шестнадцатью, лишь бы получать эти деньги, не отвлекаясь и ничего не упуская из своего служения!»
Вот что сказал праведник. Еврей, задавший вопрос, был потрясен. Ведь именно об этом он молился.
— И что же было решено Наверху? Моя молитва была принята? — спросил он, опомнившись от изумления, а праведник ответил:
— Владыка мира говорит тебе следующее: «Напротив, делай всё так, как ты делал до сих пор. Так гораздо лучше! Даже если получается, что ты изучаешь меньше и молишься без должного сосредоточения, Я хочу видеть именно такое служение: чтобы ты старался, справлялся с трудностями, преодолевал препятствия и побеждал!»
Говоря с Моше, Всевышний хотел сообщить ему: где бы тот ни стоял, на каком бы уровне ни находился, это место всегда и будет «святой землей». От человека не требуют быть кем-то другим. От него ждут лишь одного: чтобы он делал максимум того, что может, в своем нынешнем положении. Именно оттуда, где он находится в данный момент, он способен «стартовать» к вершине. Более того, иногда именно с «низкого старта» человек достигает высочайших вершин и выполняет свое предназначение в совершенстве. (Лэламедха)
[i] Раби Менахем-Мендл бар-Арье-Лейбуш Моргенштерн из Коцка, также Коцкер Ребе; Сараф («Огненный ангел») из Коцка (5547-5619 /1787-1859, Польша) — выдающийся хасидский наставник и талмудист, чьё учение оказало значительное влияние на облик хасидизма. Оставил огромное духовное наследие, хотя сам уничтожил свои рукописи. Его знаменитые афоризмы обладали буквально «взрывной» силой, поражали учеников парадоксальным видением реальности.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.