Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему евреи обвиняли Моше в отсутствии мяса? Что общего между ними и нашими детьми, которых надо научить благодарности.

«Сброд же, который был в их среде, стал проявлять прихоти… кто накормит нас мясом?» (Бемидбар 11:4).

Раши[1] удивляется: «Разве у них не было мяса? Ведь уже было сказано: “А также многочисленная толпа иноплеменников вышла с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое” (Шмот 12:38). А если возразить, что они уже это съели, так ведь при описании вступления в Страну сказано: “И множество скота было у сынов Реувена…” (Бемидбар 32:1). Просто они (т. е. сброд) искали повод для обвинения».

Моше Рабейну мог с легкостью отразить все их нападки. Что же это за повод для обвинения в таком случае?

Дело в том, что сыны Израиля привыкли тогда всё получать даром. У них была бесплатная пища во всем многообразии вкусов мана (ман, как известно, мог принимать любые вкусы), минеральная вода из колодца Мирьям, бесплатная одежда и обувь: «Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла…» (Дварим 8:4). Бесплатная электроэнергия — благодаря огненному столбу, дороги, инфраструктура и безопасность — благодаря облачному столбу. Таким образом, Тора свидетельствует, что ни в чем у них не было недостатка.

Да и сами сыны Израиля сказали прямым текстом, что привыкли многое получать даром еще в Египте: «Мы помним рыбу, которую мы в Египте ели даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок» (Бемидбар 11:5). Поэтому и мясо они хотели получить бесплатно — и даже не думали резать собственный скот.

Отсюда можно вывести важный педагогический принцип. Дети ведь тоже получают всё бесплатно, «на серебряном подносе». И, тем не менее, мы должны научить их благодарности по отношению к родителям. Научить их уважать родителей, ценить их и то, что они дают, а также участвовать в работе по дому. Это не только «помощь маме и папе», это сама суть воспитания — понимание того, «сколько стоит бесплатно». (Ма Ахавти Торатэха)


[1] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 / 1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Можно ли отучить мужа от дурных привычек?

Сегодня, отвечает Лея Трахтенберг

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.