«Каждый человек, жена которого совратится и нарушит верность ему…» (Бемидбар 5:12)
Неверность начинается с зависти… Творец мира создал нас несовершенными, чтобы мы стремились восполнить свои недостатки, восполнить то, чего нам недостает. Однако делать это нужно не из зависти.
В добрый час парень с девушкой поженились. Жена спросила мужа, что ему приготовить на обед, — хотела узнать, что он любит. Тот ответил, что предпочитает шницель с рисом и овощной салат. «Достойная жена исполняет желание мужа» (Тана дэ-Вэй Элияу Рабба 9). Каждый день теперь она готовила ему шницель с рисом… Спустя месяц муж уже не мог это видеть.
Задумаемся: если это действительно было то блюдо, которое он любил больше всего, почему оно надоело ему? Ведь если он на самом деле получал удовольствие от шницеля и риса, это удовольствие не должно было бы уменьшаться. Он был бы счастлив, что преданная супруга каждый день подает ему то, что он любит.
Но, согласно принципу, который мы упомянули, человек получает удовольствие не от самого блага, а от того, что восполняет недостающее. А если он каждый день получает то, что любит, здесь уже нет «недостающего», а значит — и удовольствия от его восполнения.
Человек сбился с пути посреди пустыни в жаркий день — и целый день мучился от жажды. Его, в конце концов, нашли и напоили теплой и несвежей водой из старой бутылки. И он почувствовал огромное наслаждение.
А если человек уже выпил две бутылки воды, то, когда ему дадут третью — даже с самым вкусным напитком в мире, — удовольствия он не почувствует. Насколько сильно страдание от неудовлетворения потребности, настолько велико будет наслаждение от ее удовлетворения.
Иллюзии, которые создает для нас злое начало: будто «у соседа трава зеленее», заставляют человека испытывать зависть, вожделение и муки неудовлетворенной гордости. Всё это, в конце концов, «сживает нас со свету» (Авот 4:21). Не зря мудрейший из людей, царь Шломо, сказал (Шир а-Ширим — Песнь Песней 8:6): «…как преисподняя — люта зависть (ревность)» (Ма Ахавти Торатэха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.