«И сказал Господь Моше на горе Синае, говоря…» (Ваикра 25:1).Гаон, автор комментария «Сифтей Коэн»[1], один из учеников святого Ари[2], толкуя этот стих, объяснял слово «говоря» (лэмор) означает здесь возвышение и возвеличивание — как в стихах: «Господа превознес (ээмарта) ты ныне… И Господь превознес (ээмирха) тебя ныне…» (Дварим 26:17, 18).
Иными словами, Всевышний раскрыл Моше Рабейну, что всё величие сынов Израиля связано с горой Синай — оно существует благодаря Торе и заповедям, которые были там даны. Гематрия[3] слова Синай (סיני) — та же, что гематрия слова «сулам» — лестница (סלם), так как заповеди подобны лестнице, по которой человек восходит, ступень за ступенью, до самой вершины, удостаиваясь успеха — духовного и материального. Это относится и к отдельному человеку, и к целой общине.
Рав Йоэль Рота[4] рассказал поразительный случай, о котором ему стало известно от директора одной из религиозных школ в американской еврейской общине:
В нашей школе есть много хороших ребят, но самые выдающиеся — два брата, которые у всех вызывают изумление.
Их поведение — образцовое, они полны трепета перед Небесами, молятся с радостью и сосредоточенно. Они милосердны, вежливы и успешны в учебе, на порядок выше остальных.
В чем же их секрет? Единственное, что учитель знал о них и не говорил им, — что их мать много лет назад прошла гиюр (приняла еврейство). И это было особенно удивительно для тех, кто посвящен в тайну. Все знают, какое милосердие Небес в наше время требуется, чтобы ребенок вырос достойным человеком, несмотря на все соблазны и испытания. Сколько нужно молитв, чтобы он выучился в талмуд-торе, поступил в ешиву для младших, а затем для старших и пришел к свадьбе, оставаясь евреем, соблюдающим Тору. Это великий дар, которого удостаивается не каждый.
Тем более велики опасения, когда речь идет о семье геров, ведь им приходится преодолевать еще больше испытаний. Но ребята удивительным образом «вписались» в хасидскую религиозную школу. Таких детей трудно найти даже в лучших семьях харедим.
Учитель решил, что ему нужно хотя бы раз спросить у их мамы, как ей удалось вырастить таких замечательных детей.
Однажды, когда она пришла в школу, учитель попросил ее ответить, в чем секрет воспитания этих детей. Мать ненадолго задумалась, а затем сказала:
— Есть у меня одна тайна, которую хочу вам поведать. Сама я прошла гиюр, но двое этих детей — неевреи в полном смысле слова. Они родились еще до того, как я приняла иудаизм, и я взяла их с собой в новую жизнь.
Учитель был потрясен. Мать продолжала:
— Через несколько лет, когда им исполнится тринадцать, я приглашу их для разговора и задам судьбоносный вопрос, как того требует еврейский Закон: мои дорогие дети, хотите вы быть евреями или нет? Знайте, — заплакала она, — что я очень боюсь этого дня. Я дрожу в ожидании момента, когда они услышат этот вопрос. Ведь они вправе остаться неевреями, уйти из иудаизма. Поэтому я делаю всё возможное, чтобы заповеди, суббота, молитвы — всё, что связано с Торой, было для них дорого и радостно. Мне трудно представить, что они могут ответить на этот вопрос: «Что?! Мы еще не евреи?! Почему вы раньше не сказали?! Мы немедленно бежим отсюда, от бремени заповедей. Зачем нам скандалы за субботним столом? Зачем это напряжение и спешка в пятницу? Зачем замечания, что пора молиться, зачем нас заставляют учиться и ругают, если учимся плохо?»
Я очень боюсь, что они будут так себя чувствовать. Поэтому стараюсь изо всех сил, чтобы им было хорошо за субботним столом, чтобы они наслаждались молитвой, чтобы чувствовали, что изучать Тору — это самое дорогое, что есть в мире. Даже когда я рассержена, я сдерживаюсь, помня, что скоро наступит страшный день их выбора — быть евреями или нет. Вот почему я делаю всё возможное, чтобы дать они чувствовали: быть евреем — это самое лучшее.
В этом моя тайна, — закончила мать. — И я рада слышать, что они действительно ощущают это, получают удовольствие от молитвы, Торы и заповедей. Даст Б-г, они примут решение стать евреями». (Эсрим вэ-Арба Шева)
[1] Раби Мордехай а-Коэн (конец 16 — начало 17 века; Цфат, затем Арам-Цова — Халеб) — каббалист, автор комментария «Сифтэй Коэн» на Тору (не путать с комментарием «Сифтэй Коэн» на Шулхан Арух раби Шабтая бар-Меир а-Коэна).
[2] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим, Каир, Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
[3] Числовое значение всех букв, составляющих слово.
[4] Рав Йоэль Рота (род. в 1981 / 5741, США) — известный лектор и машпиа (духовный наставник) в бреславском хасидизме, глава ешивы «Тифэрэт а-Тора», а также преподаватель бейт-мидраша «Эйхаль а-Кодэш» в Вильямсбурге.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.